26 мая 1829 года фрегат «Штандарт» и 2 брига Черноморского флота - «Орфей» и «Меркурий» - крейсировали в районе Босфора, где встретили турецкую эскадру (18 кораблей). Бриг «Меркурий (А.И. Казарский) принял бой с линейными кораблями: 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-Беем».
Сражение произошло в рамках Русско-турецкой войны 1829 года, в которой главной целью России было не допустить возвращения Турции в Чёрное море через проливы Босфор и Дарданеллы, обеспечить свободу судоходства русских судов на территории Османской империи, изменить демаркацию водной границы по Дунаю, присвоить суверенитет России над Сухумом, Батумом, Поти, Анапой, Редут-кале и Анакрией, закрепить успехи греческого и сербских восстаний и дать автономию Сербии и дунайским княжествам.
На момент легендарного сражения 26 мая «Меркурия» с турецкими кораблями война подходила к концу. После разгрома у Варны — турки избегали крупных столкновений на море, чтобы не увеличить из без того огромной потери своего флота, который вышел из Босфора и держался у берегов Османской империи — под прикрытием береговых батарей.
Русские корабли, находившиеся в дозоре в 13 милях от зоны отхода в Босфор, встретились со значительно превосходившей по силам турецкой эскадрой, на одном из кораблей которых находился турецкий адмирал (капудан-паша). От корабля «Штандарт» поступил приказ уходить — нужно было срочно сообщить командованию о наличии в квадрате большое турецкой эскадры. «Штандарт» и «Орфей» ушли от преследования, однако «Меркурий» обладал меньшей скоростью — и два линейных турецких корабля его догнали. Экипаж «Меркурия» принял бой, обладая 20 пушками против 184 противника. Моряки приготовились к смерти — младший экипаж надел чистые белые рубашки, офицерский состав — парадную форму. При невозможности продолжать сражение было принято решение взорвать бриг — для этого последний из оставшихся в живых офицеров должен был выстрелить в бочку с порохом в крюйт-камере.
Задачей командующего «Меркурием» капитан-лейтенанта А.И. Казарского было не допустить прямых попаданий турецкий кораблей, любое из которых стало бы роковым. «Меркурий» выполнял соответствующие маневры, оставляя «Селимие» и «Реал-Бей» к югу от себя. По настигавшим бриг туркам был открыт огонь из кормовых пушек. Вскоре «Селимие» предпринял манёвр, пытаясь зайти справа, чтобы дать продольный залп бортовыми орудиями. «Меркурий» уклонился, вынуждая противника использовать только носовые орудия. Наступил момент, когда турецким кораблям почти удалось взять бриг в клещи, после чего на русском языке стали выкрикивать предложения спустить флаг. Русские моряки ответили оружейным огнём.
Турки стали обстреливать «Меркурий» ураганом ядер, но русский бриг искусно маневрировал и уклонялся. В тоже время русским артиллеристам удалось перебить ватерштаги «Селимии» и повредить его гротовый рангоут. Турецкий корабль, потерял ход и вышел из боя. Второй корабль продолжал преследование, но точный выстрел русских моряков перебил ему фор-марса-рею, падение которой вывел «Реал-Бей» из сражения.
Русский корабль «Меркурий» таким образом оторвался от преследования и смог вернуться на базу. Потери составили 4 убитых и 6 раненых. Подвиг «Меркурия» с восторгом был встречен в России. А.И. Казарский получил звание капитана второго ранга и награждён Орденом Святого Георгия 4 класса. И.К. Айвазовский увековечил подвиг русских моряков в двух картинах. Увы, А.И. Казарского ждала трагическая смерть в мирных условиях — его отравили при попытке раскрыть разворовывание наследия его дяди полицейскими чиновниками.
Читайте также: Обнародован план Черчилля по уничтожению СССР во время Второй мировой войны
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - проинформируйте других