Найти в Дзене
Мир кораблей

«Почти первый дредноут»: постройка USS South Carolina

Ещё с конца XIX века среди американской общественности стала невероятно популярной идея о том, что стране необходим могущественный военно-морской флот, способный обеспечить защиту интересов США по всему миру. Не в последнюю очередь этому способствовали идеи, выдвинутые Альфредом Тайером Мэхэном, знаменитым военно-морским теоретиком. В 1890 году увидела свет книга Мэхэна «Влияние морской силы на историю 1660-1783», которая очень быстро принесла автору всемирную известность. В ней Мэхэн последовательно доказывал, что именно мощный #флот является краеугольным камнем величия державы. В качестве примера он приводил Великобританию, а главной целью для себя ставил пропаганду наращивания морской мощи Соединенных штатов. Характерно, что в будущих военных противостояниях именно линейным флотам Мэхэн отводил решающую роль.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

Одним из самых последовательных сторонников наращивания военно-морской мощи страны был и сам президент Теодор Рузвельт. Именно по инициативе главы государства в 1907-1909 годах был проведён поход «Великого Белого флота» — кругосветное плавание флотилии из 16 белоснежных броненосцев. Этот поход был прежде всего громкой декларацией силы и мощи заокеанской республики, претензией занять ведущие позиции на мировой арене.

USS Connecticut — последний тип броненосцев США, флагман «Великого Белого флота» во время кругосветного похода 1907-1909 гг.
USS Connecticut — последний тип броненосцев США, флагман «Великого Белого флота» во время кругосветного похода 1907-1909 гг.

Стоит отметить, что развитие американских кораблей шло более эволюционным путём, нежели в Англии или Германии. Американские проекты отличались оригинальностью — даже те веяния, которые приходили из европейского кораблестроения перерабатывались американцами в соответствии с их концепциями боевых действий на море. Корабли вступали в строй небольшими сериями, зачастую всего лишь по два. Это позволяло избегать слишком больших затрат и более эффективно отрабатывать новые технические решения. А также подсматривать, как те или иные нововведения работают у конкурентов: англичан, немцев или японцев. Стоит отметить, что такой метод сделал переход от последней серии броненосцев Connecticut к первым американским дредноутам South Carolina очень плавным.

Параллельно разрабатывались проекты новых кораблей. Дискуссии шли по всем направлениям: калибр, водоизмещение, количество орудий, расположение башен ГК и прочее. Дело в том, что концепция корабля «all big guns» активно обсуждалась не только в Великобритании, но и в США, где у неё тоже были свои сторонники, к числу которых принадлежал лейтенант-коммандер Х. С. Поундстоун. Важнейшим событием в истории будущего корабля South Carolina стала ежегодная военно-морская конференция в Ньюпорте в 1903 году, где Поундстоуну и его единомышленникам было суждено сказать веское слово. Один из основных выводов конференции заключался в том, что корабль, вооружённый крупнокалиберной артиллерией будет иметь значительное преимущество над всеми существующими ныне.

Кроме того, участники конференции указывали на бесполезность артиллерии промежуточных калибров — 203 и 254 мм. 305-мм #орудия предназначались для борьбы с тяжёлыми артиллерийскими кораблями противника. Учитывая, что по всем прогнозам предполагаемые дистанции боя должны были увеличиваться, только 305-мм орудия сочли удовлетворительными. Для борьбы с миноносцами, где гораздо более важное значение отводилось скорострельности, предназначались скромные 76-мм пушки. Таким образом, для пушек промежуточных калибров просто не нашлось роли. Однако вследствие противоречий между Генеральным советом флота и Бюро конструирования и ремонта кораблей, реальная разработка проекта началась лишь в 1904 году. Сыграла свою роль и поддержка президентом идеи «all big guns».

USS South Carolina в период 1910-1914 гг. Хорошо заметны типичные решетчатые мачты американских ранних дредноутов
USS South Carolina в период 1910-1914 гг. Хорошо заметны типичные решетчатые мачты американских ранних дредноутов

Главным новшеством линкора South Carolina стала линейно-возвышенная схема расположения башенных установок. Сейчас, по прошествии многих десятилетий, трудно представить себе иную схему расположения орудий, ведь линейно-возвышенная схема стала настоящей классикой. Но в то время это было ещё совсем не очевидно. Главному конструктору В.Л. Кэппсу пришлось по-настоящему защищать своё решение. В отличие от сторонников ведения продольного огня, Кэппс полагал, что главной задачей линейного корабля, исходя из его названия, является бой в линии и обеспечение максимально полного бортового залпа. Хоть британский Dreadnought и обошёл своего американского собрата по времени вступления в строй, но именно американский #корабль подарил миру классическую схему компоновки орудий. В итоге на South Carolina были установлены восемь 305-мм орудий в двухорудийных башнях.

Бронирование также серьёзно отличалось от предшествующего. В сравнении всё с тем же Connecticut, у которого главный бронепояс был одинаковой толщины на всём своём протяжении, у South Carolina он был разным по толщине. Верхняя надводная часть достигала толщины 254 мм, уменьшаясь в подводной части до 203 мм. Однако в тех местах, за которыми находились погреба боеприпасов, броня достигала значения в 305 мм. Такую же по толщине броню имела и боевая рубка. При этом отличительной особенностью South Carolina и нескольких последующих серий линкоров стала весьма тонкая бронепалуба без скосов, за исключением кормы. Таким образом, броневая цитадель представляла из себя короб с прямыми углами.

HMS Dreadnought — родоначальник нового класса кораблей, который произвёл революцию в военно-морском деле
HMS Dreadnought — родоначальник нового класса кораблей, который произвёл революцию в военно-морском деле

Ещё одним отличием от британского Dreadnought стали мореходные качества и скорость. Во-первых, при проектировании South Carolina конструкторы были вынуждены максимально облегчать вес. Делалось это с целью уложиться или хотя бы несильно превзойти установленное Конгрессом ограничение водоизмещения в 16 000 тонн. В результате экономили буквально на всём. Корабль получился довольно компактным, даже стеснённым по размерам, что вызвало большие затруднения при размещении машинно-котельного отделения. Кроме того, на South Carolina решили поставить паровую машину, а не турбину, как на Dreadnought. Несмотря на преимущества турбин, американцев с их океанской морской доктриной решительно не устраивала низкая экономичность первых образцов. Поэтому решено было довольствоваться паровой машиной, а установку турбин отложить для следующих линейных кораблей.

В целом можно сказать, что линейный корабль South Carolina, вступивший в строй 1 марта 1910 года, был для американцев чем-то вроде пробы пера. Созданное ими не было революционным рывком, в отличие от английского Dreadnought. По этой причине некоторые исследователи рассматривают этот тип кораблей скорее как промежуточный между старыми броненосцами и последующими американскими полноценными дредноутами. Как говорилось ранее, главным вкладом кораблей типа South Carolina в мировое кораблестроение является линейно-возвышенная схема расположения башен главного калибра. Во всём остальном в этих кораблях не было ничего выдающегося.

Декабрь 1923 года. Разбор на металл линкоров согласно условиям Вашингтонского договора по ограничению морских вооружений. На заднем плане корпус линкора USS South Carolina
Декабрь 1923 года. Разбор на металл линкоров согласно условиям Вашингтонского договора по ограничению морских вооружений. На заднем плане корпус линкора USS South Carolina

Однако в неспешном проектировании и строительстве линкоров были свои плюсы. В отличие от втянувшихся в гонку дредноутов перед Первой мировой войной Англии и Германии, американцы имели возможность более взвешенно подходить к постройке своих кораблей. И тем более не гнаться на старте за самыми выдающимися показателями. Именно это, в частности, позволило Соединённым Штатам без особого сожаления отправить устаревшие линкоры на слом в рамках Вашингтонского морского договора 1922 года.

-7

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: