Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Привлечение к ответственности за непредставление в Росприроднадзор копий паспортов отходов с 01.01.2021

Правомерно ли привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности за непредставление в Росприроднадзор копий паспортов отходов I - IV классов опасности с 1 января 2021 года?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно разъяснению, приведенному в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

На основании изложенного, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

При этом при длящемся административном правонарушении установленный годичный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации:

  • Постановление Верховного Суда РФ от 24 февраля 2021 г. № 52-АД21-3-К8;
  • Постановление Верховного Суда РФ от 10 июля 2020 г. № 66-АД20-6.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Обязанность хозяйствующих субъектов по направлению копий паспортов отходов I - IV классов опасности в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности была установлена Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712).

Так, в соответствии с положениями п. 7 указанного нормативного правового акта копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Данные Правила утратили силу с 1 января 2021 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1496, при этом с указанной даты вступил в силу Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности (утв. Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1026) (далее - Порядок).

Необходимо отметить, что Порядок не содержит положений, обязывающих хозяйствующих субъектов направлять в территориальные органы Росприроднадзора копии разработанных и утвержденных паспортов отходов I - IV классов опасности.

На основании изложенного, с 1 января 2021 г. хозяйствующие субъекты не обязаны направлять в территориальные органы Росприроднадзора копии разработанных и утвержденных паспортов отходов I - IV классов опасности.

При этом на основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Кроме того, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

При этом независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 данной статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Таким образом, с 1 января 2021 г. привлечение к административной ответственности за непредставление в территориальный орган Росприроднадзора копий паспортов отходов I - IV классов опасности неправомерно.