Найти тему
Встречный ветер

Байдарочный поход выходного дня по реке Аксай. Маршрут Заплавская - Новочеркасск.

Привал. Кипятим чай.
Привал. Кипятим чай.

Продолжаю изучать водные маршруты низовий Дона. Один из этапов - правый рукав Дона, река Аксай. Река Аксай берет начало из Дона чуть ниже станицы Мелиховская. Общая протяженность реке 79 км. В этот раз в формате ПВД прошли участок 33 км от ст. Заплавской до г. Новочеркасска.

Точки старта и финиша выбраны как вероятно пригодные для стапеля и антистапеля, а так же для подъезда на легковом автомобиле.

Доставка происходит в два этапа. Из города Аксай в Новочеркасск, везу байдарку на своей машине, а из Новочеркасска до Заплавской доставиться помогает друг.

Трансфер лодки
Трансфер лодки

Река Аксай пересекается с системой каналов Новочеркасской ГРЭС и её русло явно рукотворное. На протяжении около 15км берега крутые как в каналах. В некоторых местах сквозь растительность видно армирование берега георешеткой.

Высокие заросшие берега хорошо защищают от ветра и его влияние ощущается только на длинных прямых участках совпадающих с ветром по направлению.
Высокие заросшие берега хорошо защищают от ветра и его влияние ощущается только на длинных прямых участках совпадающих с ветром по направлению.

Пологих мест для подхода к воде мало. В районе слияния с каналом ГРЭС на берегах еще много хорошо прокатанных полевых дорог и рыбацких мест. Спускаем байдарку на воду и загружаемся.

Стапель, начало маршрута.
Стапель, начало маршрута.
Крутые берега "канального" типа густо заросли деревьями и практически неприступны.
Крутые берега "канального" типа густо заросли деревьями и практически неприступны.

Стоит пройти пару километров, исчезают какие либо следы человеческой активности. Нет ни построек вблизи реки, ни рыбацких стоянок. Но через несколько поворотов река оказывается многократно перегорожена сетями, много раколовок.

Плавник
Плавник

Ниже по течению заросли гуще и много поваленных деревьев в воде. Встретили несколько образованных ими завалов.

Завал на реке Аксай
Завал на реке Аксай

Все завалы прошли легко, требовалось либо растолкать бревна веслом, либо "переползти" притопив бревно.

Густая флора не только на берегу, местами река сильно заросла водорослями. И это только май, очень прохладный май.

"поля" водорослей.
"поля" водорослей.
Много диких цветов похожих на нарциссы.
Много диких цветов похожих на нарциссы.

Первые 15км маршрута удивляют чистотой и обилием живности. Похоже что тут работает принцип "чем хуже тем лучше". Рельеф и заросли делают реку не интересной для отдыха, а трудности подъезда и то что на рыбалку можно и ближе съездить, делает реку не интересной для рыбаков. Примерно до Кривянки места дикие, присутствие человека практически не заметно.

Поэтому очень мало мусора и в каждом кусте кто то прячется или выскакивает из него.

Дикие заросли.
Дикие заросли.

Животных и птиц, сфотографировать телефоном не удалось, они к себе близко не подпускают. В следующий раз возьму камеру. Из тех кого я могу узнать, в большом количестве на реке встречаются цапли, много видов уток (и их утят), выпь, лебеди (из далека видели). Много черепах, водяных крыс (наверное это нутрии). Очень много рыбы.

Одно из природных для стоянки мест.
Одно из природных для стоянки мест.

Сложно найти место для лагеря. Если где то человек и останавливался то давно. Нашли одно такое.

Причалили на ночевку
Причалили на ночевку

Трава по колено, старое кострище уже заросло и посреди поляны яма с мусором. Тоже заросла. Наступал вечер и решили остаться тут.

Забыл в машине стабилизаторы. Весь день искали пластиковую канистру чтобы сделать временные плавники. Но мусора так мало что только к вечеру у стоянки канистра нашлась. Старая, высохла совсем на солнце.

"полезный" мусор
"полезный" мусор

Нарезал полос из канистры, на костре нагрел и придал форму.

Стабилизаторы
Стабилизаторы

С ними конечно же лучше. Лодка идет прямо и проще в управлении. Правда как плугом сгребает водоросли. Приходится на ходу рукой снимать их с плавников.

Поваленное дерево
Поваленное дерево

На стоянке обнаружил поваленное дерево.

Кто то свалил дерево.
Кто то свалил дерево.

Никогда такого не видел в наших краях. Бобров у нас нет, но похоже же что местные водяные крысы тоже могут свалить дерево. По опилкам видно что кто то интенсивно грыз.

Судя по опилкам, явно грызли.
Судя по опилкам, явно грызли.

Сначала показалось что дерево срублено маленьким топориком, но это явно следы зубов. Дерево свежее и короной лежит в воде.

Более мягкая кора съедена.
Более мягкая кора съедена.

Вместо стола - весла, подавали печеный картофель.

Весла вместо стола. Подавали печеный картофель.
Весла вместо стола. Подавали печеный картофель.

Всю ночь орали лягушки. Именно орали. Не давали спать. Темнота ночью непривычная городскому глазу.

Степь плоская, видно далеко. Огни ближайших населенных пунктов.
Степь плоская, видно далеко. Огни ближайших населенных пунктов.

Утром когда, наконец, замолчали лягушки, удалось немного поспать

Утро в лагере
Утро в лагере

Позавтракали, собрались, прибрали за собой и пошли дальше.

Берега становятся более пологими
Берега становятся более пологими

Одной из интересных точек на карте был заброшенный рыбхоз. Судя по карте там шлюзы и не понятно есть ли проход.

Один шлюз открыт
Один шлюз открыт
Проходим шлюз
Проходим шлюз
Судя по всему это насосная рыбхоза
Судя по всему это насосная рыбхоза
Второй шлюз закрыт
Второй шлюз закрыт
Но есть обход шлюза
Но есть обход шлюза

Ближе к Кривянской на берегу появляются дома и фермы. Река у них - задний двор, поэтому с неё вид на туалеты, косые сараи и ржавые трактора.

Удобства с видом на реку
Удобства с видом на реку

Чем дальше по течению тем одно образнее растительность и беднее фауна. Деревьев всё меньше, всё больше камыша.

-29

Берега становятся всё более пологими и на них множество коров. И сопутствующий коровам запах.

Водопой
Водопой
Мост
Мост

Чуть выше моста на рыбхоз, в Аксай впадает ерик Драганов и ощутимо добавляется течению скорости. Выше Аксай течет примерно со скоростью 2 км/ч, а послед слияния с ериком делает уже 5 км/ч, и идти становится сильно легче.

-32

После Кривянки рыбаки уже торчат из каждого куста, а берег похож на парковку. Фотографировать не стал, не интересно.

Стало видно Новочеркасский собор, река извивается и с каждым поворотом собор "меняет" своё положение.

Финиш. Скриншот с Яндекс.карты
Финиш. Скриншот с Яндекс.карты

Точкой эвакуации заранее было назначено место около ЖД-вокзала Новочеркасска, де дорога наиболее близко подходит к воде и на спутниковых снимках видны подходы к воде. Берег оказался в этих местах очень мягкий, илистый, много мусора. Выбросились на берег, погрузились и отправились домой.

Почти весь поход было пасмурно и тепло, в солнечную погоду можно сильно загореть, поэтому лучше одевать штаны и одежду с длинными рукавами.

Итоги

На момент завершения похода считаю этот маршрут одним из самых комфортных и интересных для ПВД (похода выходного дня)

Скриншот с OSMand, данные о маршруте.
Скриншот с OSMand, данные о маршруте.

Протяженность: 30-35 км, в зависимости от точек старта и финиша.

Доставка:

- Для каркасной лодки требуется автомобиль доставки, для компактных разборных и надувных возможно доставиться общественным транспортом;

Проходимость:

- Весь маршрут проходим по воде, обносов и волоков нет;

- Проходимость может осложняться заростанием;

- Пройти маршрут комфортно даже в ветреную погоду, растительность и крутые берега защищают от ветра;

- На май 2021 доступно для прохода на любой байдарке, а так же думаю что и на обычной резиновой лодке или SUPе;

- На всем протяжении маршрута течение попутное от 2 до 5 км/ч;

Бытовые моменты:

- мало дров на берегу, лучше пользоваться газовой горелкой;

- много растительности, высокая пожароопасность летом, повышенное внимание при разведение огня;

- сложно найти место для стоянки;

- дикие места - красиво, тихо, чисто, практически нет людей;