Образ ведьмы, как человека со сверхъестественными способностями, окружен тайной. Кто же такая ведьма? В справочных источниках говорится, что это «та, что обладает ведовством, знанием («ведать» - знать)» или определяется как женщина, знающая магию, обладающая магическими способностями и знаниями.
У современного человека образ ведьмы сформирован благодаря многочисленной кинопродукции с ее зрелищными спецэффектами. Но давайте обратимся к живописи XVII – XX веков, как, ненамного, но все-таки близкой к рассматриваемому периоду времени.
Художник Франс Франкен (1581 – 1642) «Шабаш ведьм»
Кем же они были на самом деле?
Можно выделить две большие группы: врачеватели и шарлатаны.
Первые варили травяные снадобья и, в меру своих способностей, лечили людей или скот (и далеко не всегда успешно).
Вторые, пользуясь своими внешними данными, способностями внушать, подчинять себе волю других людей, добивались для себя более высокого социального статуса и получения дохода (пища, одежда, жилье и т. д.)
Вот эта вторая группа добивалась для себя власти и привилегий (еще в языческие времена) путем внушения страха и создания покрова тайны над образом ведьмы.
Тайные сборища – шабаш ведьм (посещение которого любопытным «простым смертным» могло закончиться для него весьма печально), проведение ритуалов, совокупление с демонами в образе мужчин (инкуб), принесение в жертву младенцев и еще много странных и страшный действий, описание которых люди передавали друг другу.
Художник Луис Фалеро (1851 – 1896) «Шабаш ведьм»
Такие ведьмы вбрасывали слухи о своих всевозможных способностях к вредительству: отбирать молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы, сало у свиней. Более того, вообще привести к гибели скот или людей, вызывать погодные катаклизмы, губить урожай.
Художник Франциско Гойя (1746 – 1828) «Шабаш ведьм»
Что делали в этих случаях язычники? Задабривали богов жертвоприношениями. А в случае с ведьмой? Так же подносили еду, одежду и т. д., в общем кормили, поили, одевали, лишь бы она «не творила зла». Пусть лучше веселится на своем шабаше.
Художник Джозеф Бартоломью Кидд (1824 – 1918)
Но вот пришло христианство и быстро соединилось с государственной властью, а любая власть стремится к абсолютизму. Абсолютная власть должна обладать сверхвозможностями, то есть способностью воздействовать не только на людей, но и на животный, растительный мир и даже на силы природы.
Конечно же, природа подчинялась своим законам, поэтому церкви и понадобились виноватые в несоответствии провозглашаемого с действительностью. Вот тут ведьмы и подошли к этой роли, причем все, без разбора, и врачеватели, и шарлатаны. Таинство церкви vs таинства «ведьминой магии».
В 1484 году появляется «Ведовская булла» папы Иннокентия VIII в качестве теоретического обоснования и потом «Молот ведьм» в качестве практического руководства.
Получив признаки распознавания ведьмы, духовенство получило возможность объяснить любые неблагоприятные события (а в средние века их было предостаточно). Что бы ни случилось – нужно искать виновную в этом ведьму.
Большая родинка в области правого плеча – ведьма!
Художник Томпкинс Харрисон Мэттесон (1813 – 1935) «Определение ведьмы»
Красивая, стройная, умная – ведьма!
Художник Жан Феррис (1863 – 1898) «Охота на ведьм»
Погиб скот (может инфекция, ядовитая трава, да все, что угодно) – виновата ведьма. И поводов виновности ведьм придумывалось все больше и больше, а аресты ведьм стали носить массовый характер, буквально с признаками истерии.
Художник Дуглас Волк (1856 – 1935) «Обвиняется в колдовстве»
Для того, чтобы получить от ведьмы признание в ее «преступлениях» широко применялись пытки, а под пытками человек может признаться в чем угодно.
Художник Фердинанд Пилоти (1828 – 1895) «Пытка ведьмы»
Или «испытание водой». Женщине связывали крест-на-крест руки и ноги и бросали в воду. По «правилам» вода не принимала ведьму, поэтому она не могла утонуть. Трудно сказать, сколько женщин так утопили.
Художник Акилле Пикко «Испытание ведьмы»
Массовый характер «борьбы с колдовством» позволил церкви получить неограниченную власть над всем население, не обращая внимания на сословия и социальный статус. Уже не нужно объяснять какие-либо негативные события, достаточно было самого наличия «ведьмы».
Костры инквизиции, повешения, другие способы казни – это было жуткое шоу по внедрению страха в сознание людей, ведь обвинить в колдовстве могли любого.
Художник Эдвард Берн – Джонс (1824 – 1898)
С тех мрачных времен и остался термин «охота на ведьм», как способ укрепления власти путем искусственно мотивированных репрессий.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!