Через некоторое время в России появится первый с конца 1970-х годов однодвигательный истребитель. Машина легкого класса разрабатывается компанией «Сухой», о чем сообщает агентство ТАСС.
Как и Су-57, новейший истребитель будет обладать малой радиолокационной заметностью, принадлежать к последнему пятому поколению, а значит иметь способностью развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима работы своего единственного двигателя.
Для этого легкому истребителю понадобится двигатель «второго этапа» от того же Су-57. Но опытные образцы скорее всего будут оснащаться двигателем АЛ-31ФН, который используется на истребителях Су-35С четвертого поколения.
Сегодня однодвигательные истребители широко распространены в мире - это и американские F-16 и F-35, шведский JAS-39 GRIPEN, а также китайский J-10. В России сложилась другая практика - с 1970-х годов вся истребительная авиация, включая легкую фронтовую, начала переводиться на двухдвигательную схему.
Связано это было в основном с недостаточной надежностью и мощностью существующих моторов. Причем, даже если бы промышленность смогла создать мощную авиационную силовую установку, она получилась бы очень тяжелой.
Кроме того, как считает заслуженный летчик России генерал-майор В. Попов, однодвигательные истребители хороши лишь в условиях войны, когда по статистике Второй мировой самолет успевает сделать не более десятка вылетов, после чего его либо сбивают, либо ему наносятся повреждения, после которых требуется серьезный ремонт.
Так что более дешевые и простые в техническом обслуживании однодвигательные машины при схожей боевой эффективности будут предпочтительнее только в ходе боевых действий. А в условиях мирного времени лучше использовать отличающиеся большей надежностью двухдвигательные машины. В них изначально закладывается и больший ресурс, поэтому эксплуатируются такие машины десятилетиями.
Здесь нельзя не вспомнить поговорку о том, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Ресурс и надежность современных авиационных двигателей позволяют одномоторным истребителям показывать не меньшую надежность, чем двухмоторные. При этом первые дешевле и проще в обслуживании. Именно поэтому КБ «Сухого» и взялось за разработку такой машины легкого класса - своеобразного дополнения к тяжелому Су-57.
Скорее всего новый легкий истребитель «Сухого» окажется не дороже МиГ-35, но будет при этом на порядок более эффективным. Это забьет последний гвоздь в крышку микояновского КБ, поскольку содержание разношерстного парка легких истребителей стране будет не по карману. Здесь придется выбирать - либо постепенно отказываться от легких МиГ-29 и МиГ-35 в пользу одномоторной машины, либо ставить крест на новом истребителе «Сухого» пятого поколения.