Анимализм – один из самых древних жанров в живописи. Ещё люди, жившие в пещерах, изображали животных, на которых охотились. Однако в эпоху Средневековья и Раннего Возрождения все жанры фактически подчинялись религиозному изображению – иконе, а затем и сюжетной реалистичной картине на тему Библии. Уже в ранних ренессансных образцах искусства можно увидеть, что художники этого периода по – другому смотрели на природу. Внезапно проснулся интерес к миру растений и животных, и вообще к окружающему миру. Мадонн порой рисовали с птицами или бабочками, а в одной из ренессансных картин есть такая деталь, как чудно выписанное озеро с уткой, рядом с которым – изображения зяблика и других лесных птиц. Однако по – настоящему анимализм выделился из жанра религиозного полотна позднее, во времена Дюрера.
Дюрер
В Германии и Голландии Возрождение появилось позже и продвигалось в этом регионе труднее. Устаревшие примитивные формы сохранялись дольше. Одним из пионеров Северного Возрождения был Дюрер. Творчество Дюрера многогранно. В нём есть место и блестящим гравюрам – иллюстрациям к Апокалипсису, и причудливым сюжетам с совершенно непонятным смыслом, но особого внимания заслуживают его анималистические зарисовки. Одна из них – картина «Заяц». На этой практически монохромной серо – коричневой зарисовке с удивительной точностью передана анатомия зверя. Заяц нарисован в позе, которая кажется настороженной, и в этом – весь характер пугливого зверя, переданный с необыкновенной живостью. Неизвестно, работал ли художник с чучелом или с живым зверем, но есть красивая версия происхождения рисунка. Согласно ей, заяц был приручен мастером, и жил в его саду, совершенно не боясь его.
Ещё более интересна гравюра «Носорог». В те времена европейцы ещё плохо знали о природе тропических стран, и Дюрер мог представлять внешность носорога лишь по рассказам. Дюрер изобразил носорога в духе фантазий своей эпохи. У него носорог – чудное создание, имевшее черты сказочного единорога. Кстати, по иронии судьбы, некоторые учёные полагают, что и сам символ единорога появился из образа шерстистого носорога, обитавшего рядом с людьми каменного века, которого люди видели, но позднее придали ему сказочные черты. Точные картины с носорогами появились лишь много веков спустя, когда голландец Ван дер Меер вывез из Африки самку носорога по кличке Клара и объездил с ней всю Европу. Интересной характерной чертой «Носорога» Дюрера был плотный, почти черепаший панцирь на боках существа. На самом деле за панцирь изначально принимали свисающие с носорожьих боков складки кожи, действительно довольно толстые, которые нужны носорогу для защиты во время схваток с соперниками.
Также кисти Дюрера принадлежат полотна с изображениями оленя (с такой же абсолютно реалистичной шерстью, как и у «Зайца»), а также изображения жука – оленя и лобстера.
Рулант Саверей
Рулант Саверей – ещё один талантливый мастер Ренессанса, которого увлекало изображение животных. Рулант Саверей изображал представителей фауны не просто так, а вплетая их в библейские и мифологические сюжеты. Так, например, у него есть и сцена с Ноевым Ковчегом, и сцена с райским садом, и эпическое полотно на тему песен Орфея, послушать которые, по греческому мифу, собирались все окрестные звери. Композиции этих картин плотные, полотна переполнены разнообразными животными, от обычных петухов до экзотического дронта. Кстати, его, изображение дронта на этой картине признано неточным.
Влияние Ренессанса на Могольскую живопись
Интересно, что обнаруженные мастерами Европы находки начали использовать в другом регионе, который отличается богатыми художественными традициями. А именно, в Индии. Индийская живопись находилась в опасном положении после воцарения Бабура, который утверждал на индийской земле мусульманские законы. Однако в Индии правили люди, не отличавшиеся ортодоксальностью, и живопись при Моголах достигла своего расцвета. Только в этой стране она имела вид не монументальных полотен, а напротив – маленьких ювелирных иллюстраций – миниатюр, которыми украшали дорогие книги. Особенно прославился своим мастерством миниатюрист Устад Мансур. Всё переплелось в этой живописи – и влияние яркой, красивой, но чрезвычайно условной традиции Персии, и изящная японская гравюра, общие черты с которой нетрудно заметить, разглядывая эти картины. И, наконец, влияние Возрождения. Под влиянием развивающейся европейской художественной культуры индийские миниатюры обретали всё больше профессиональных приёмов, отдаляясь от наследия персидских «прародителей» этой миниатюры. Одна из картин Мансура - «Гриф» - уже идеально реалистична. Но, конечно же, в основном это искусство оставалось зависимым от орнамента и декоративности. Художники богато украшали свои произведения фантастическими цветами, создавали драгоценные рамки вокруг изображений, и, конечно же, по арабской традиции, украшали свои работы цитатами, выполненными сложной вязью. Одно из красивейших произведений Мансура – «Хамелеон». На этой картине реалистично прорисована чешуя рептилии и рельефные рёбра, которые видны невооружённым взглядом у многих видов этого семейства. Мансур, в отличие от Саверея, преследовал не религиозную, а научную цель, ведь зверей и птиц он рисовал по указанию султана, который хотел собрать зарисовки птиц, обитающих в его владениях. Но не только индийские птицы нашли своё место в творчестве мастера. Мансур, как и Саверей, рисовал дронта, причём видел его вживую в голландских колониях и его картина с дронтом особенно интересна для учёных, ведь это единственное изображение живой птицы, а не чучела, и не образа, составленного по описанию очевидцев.
Изображения животных в эпоху Ренессанса в Европе, как и в последующие эпохи, конечно никогда не было главной темой живописи, в отличие от портретов и жанровых сцен. Чего не скажешь о Востоке. Во все времена восточные люди отличались необыкновенным почтением и трепетным отношением к природе. И им есть что беречь, ведь их природа чрезвычайно богата. Но и в Европе со временем по - другому стали смотреть на мир природы. Во времена Возрождения окружающий мир и его обитатели казались гармоничнее и прекраснее, чем в Средние века. И люди начали изображать их с глубоким интересом и живым любопытством, ещё почти не изучив законы науки…
3 великих художника - анималиста XVI века на Востоке и Западе
27 мая 202127 мая 2021
21
5 мин