Знаете, что важно в работе с детьми со сложной структурой дефекта?
Быть невероятно внимательным специалистом. Опишу ситуацию. На обследование пришла Девочка 8 лет. С генетическими нарушениями и тяжелой умственной отсталостью, передвигается с трудом. Очень редко встаёт на ноги, старается больше ползать на коленях и не лезет за игрушками, если для этого ей надо вставать. Только собирает те, которые в поле ее доступности (на расстоянии вытянутой руки). На обследовании вместе со мной присутствуют два стажера (с опытом работы с такими детьми около 15 лет).
Я провела обследование ребёнка и отпустила домой. Дальше у нас был разговор со специалистами. Я спросила, что они сегодня увидели и какие выводы сделали. Они наперебой рассказывали, что у ребёнка не сформировано, что он не умеет и никогда делать не сможет (и говорили грамотно).
А когда я спросила, что они заметили, что ребёнок делает, какие у него интересы, как выстраивать коррекционную работу? То получила ответ: «Ну это ещё смотреть надо, сегодня ребёнок ничего не показал». Как думаете, такое бывает? Чтобы ребёнок совсем не показал ничего? Нет. Нужно просто быть наблюдательными.
В такие моменты ты понимаешь, что такой специалист вряд ли поможет. Они делали акцент на ребёнке с позиции «ничего не сформировано, ай-яй-яй». И совсем забыли про то, чем они могут помочь в данном случае.
Смысл родителям приводить ребёнка на обследование, чтобы услышать какой у вас ребёнок плохой, ничего не умеет, ничего не сформировано. Родители приводят на обследование, чтобы понимать, что делать дальше и чем помочь.
К примеру, Девочка очень интересовалась шариками из шарикового бассейна, но это был мимолетный интерес, так как не умеет удерживать долго внимание на объекте и потеряла цель. Значит, первая опора для педагога, который возьмёт в работу, что интерес шары (а игр можно придумать с ними очень много), и уже считай поставленная задача - формирование и удержание внимания на интересующем объекте в течение 5-7 сек, так как ребёнок удерживается не более 2-3х сек.
Девочке очень нравятся мягкие игрушки, она их к себе прижимает на 5 сек, а потом выкидывает. Чем эта информация поможет педагогу? Что у ребёнка сенсорная защита, но она позволяет к себе ненадолго дотрагиваться мягкими предметами. Значит, какую задачу можно поставить? Увеличение сенсорного взаимодействия мягким предметом на протяжении 10 сек и расширение сенсорного опыта через другие фактуры. (А это важно, через сенсорный опыт все люди начинают познавать мир, а она ещё на этом этапе и совсем его не освоила) и ещё кучу всего, полезного, что можно увидеть на обследовании. Разъяснить родителям и составить дальнейший план развития.
Надеюсь, что эти стажеры запомнят это обследование и будут применять полученные навыки в своей работе, и тогда это будет приводить к успеху в занятиях.
Ведь очень важно не только много знать, но и мыслить из позиции «+».
Рекомендую к прочтению 🎈 Аппликация - важная деятельность для детей с ОВЗ. Разбираемся, как правильно организовать эту деятельность
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ => Логопед-дефектолог