Найти тему
DAY.RU

Как живет Джебейль, бывший Библ - город, которому 7,5 тысяч лет

Оглавление
Фото: журнал «Все загадки мира»
Фото: журнал «Все загадки мира»

Один из древнейших городов мира, финикийский Библ, носящий сейчас название Джебейль, когда-то был городом-государством. В нем даже была своя письменность. В поселении, которому 7 500 лет, до сих пор живут люди.

ГОРОД ИЗ БИБЛИИ

Джебейль, бывший Библ, находится на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — столицы Ливана. История его названия уходит далеко в прошлое. Когда-то здесь был большой порт, че­рез который в Грецию доставляли папи­рус. Греки называли его «библос».

Впервые ученые обратили свое внимание на древний город в середи­не XIX века с подачи Наполеона III — в 1860 году император отправил туда французскую армию якобы для защиты христиан. Вместе с войсками туда по­пал и востоковед Жозеф Ренан. В силу своей специализации Ренан заинтере­совался древним финикийским горо­дом: исследования могли пролить свет на некоторые белые пятна в истории христианства.

Дело в том, что Библ упоминается в Библии, но только под названием Гебал. И даже само слово «Библия» произош­ло от названия этого города(библион — «книга»). Жозеф Ренан стал первым, кто начал проводить в тех местах офи­циальные археологические раскопки в развалинах крепости крестоносцев, расположенной неподалеку от поселка Джубейль. Там Жозефу Ренану удалось обнаружить древние столпы из грани­та. Но самой ценной оказалась другая находка — изображение рогатой боги­ни в камне. Позже выяснилось, что ба­рельеф принадлежит верховной богине Библа Баалат-Гебал.

ВОСКРЕШЕНИЕ ОСИРИСА

В древности считали, что богиня Библа Баалат-Гебал и египетская Иси­да (жена Осириса) — одно и то же лицо. Легенда гласит, что у Осириса был брат, злой бог Сет. Он за что-то ополчился на Осириса и убил его. Затем отвез тело в Библ и спрятал в одной из колонн царского дворца. Об этом прознала Исида, она же Баалат-Гебал. В поисках мужа она отправилась в Библ. Там она нанялась к царю в служанки, чтобы, не открываясь людям, найти тело люби­мого супруга. За время, проведенное во дворце, Баалат-Гебал привязалась к царскому сыну. Он напоминал богине родного сына, которого ей пришлось оставить в Египте. В знак своей люб­ви к маленькому царевичу она решила подарить ему бессмертие. И для это­го каждый день закаляла его огнем в печи. Однажды это необычное действо увидела царица. Разразился невероят­ный скандал, и Баалат-Гебал пришлось открыться царской семье. Ее рассказ растрогал правителей, и они помогли богине найти тело мужа. А заодно пре­доставили ей корабль, чтобы Баалат доставила тело супруга в Египет. Вер­нувшись домой, любящая жена воскре­сила убитого Осириса. И в знак благо­дарности взяла город Библ под свое покровительство.

В Библе был свой алфавит, насчитывающий около 100 знаков и получивший название «библское письмо». Он является самым ранним образцом письма, обнаруженным в этой местности. Расшифровать его до сих пор не удалось.

ЦАРСКИЕ САРКОФАГИ

Фото: журнал «Все загадки мира»
Фото: журнал «Все загадки мира»

Барельеф, изображающий рогатую жен­щину — верховную богиню Библа Баа­лат-Гебал, стал самой значимой находкой археологической экспедиции 1860 года.

В следующий раз археологи прибы­ли сюда только в 1921 году. Раскопка-ми, которые длились 3 года, руководил французский ученый Пьер Монте. Ему удалось обнаружить множество облом­ков с египетскими печатями — это ука­зывало на близкие сношения Библа с Египтом. Совершенно случайно, из-за сильнейшего ливня, смывшего пласт земли, нашли пещеру, которая оказа­лась древней гробницей. В ней нахо­дился каменный саркофаг, окруженный погребальными дарами. Позже удалось найти еще восемь таких гробниц, полу­чивших название «царские». В пяти из них, помимо саркофагов, обнаружили множество артефактов: медные тре­зубцы, бронзовые и глиняные кувшины, посуду из драгоценных металлов и мно­жество украшений. Остальные пещеры, к сожалению, оказались разграблены.

МОЩНОЕ ВЛИЯНИЕ ЕГИПТА

В 1930 году французы решили про­вести в Библе широкомасштабные ис­следования. Для этого все дома, кото­рые находились на месте планируемых раскопок, выкупили, затем снесли. Рас­копками руководил Морис Дюнан. Он отдал 25 лет своей жизни исследова­нию древнего Библа и за это время сде­лал немало сенсационных открытий. Оказалось, что еще 7 000 лет назад на этом месте был небольшой рыбацкий поселок. Скромные хижины из шкур и ветвей, обмазанных глиной, были пло­щадью всего 5 кв. м. Под каждым до­мом находились захоронения — покой­ников в то время хоронили в сидячем положении прямо под полом.

Постепенно город рос, развивался, и умерших стали хоронить за город­ской чертой. Позднее вокруг Библа возвели огромную стену, построили два храма и много роскошных домов, для поддержания чистоты проложили дренажные канавы. Небольшое посе­ление выросло в большой город. Библ вел оживленную торговлю с Египтом. Египтяне в огромных количествах за­купали здесь ливанский кедр, кото­рый использовали для строительства кораблей и саркофагов. Приезжая за древесиной, они привозили много до­рогих подношений в храм богини Ба- алат-Гебал. Все это способствовало мощному экономическому подъему города в III тысячелетии до н. э. Библ стал городом-государством, куль­тура и традиции которого во многом переплетались с египетскими. Жите­ли Библа носили египетскую одежду, украшения, пользовались египетской письменностью. Все произведения искусства создавались на египетский манер. Особенно египтянам подража­ло высшее общество. Для них культура Египта стала неким образцом, на кото­рый нужно равняться.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Столь богатый город был лакомым куском, и в конце III тысячелетия до н. э. Библ подвергся нападению кочевых племен — хананеев. Кочевники сожгли главный храм верховной богини Баалат- Гебал, разрушили до основания и сам город.

В начале II тысячелетия до н. э. Библ постепенно возобновил торговые от­ношения с Египтом. И более того, стал его равноправной частью. Потомки кочевников смешались с местным на­селением, в результате чего появился финикийский народ. Город постепенно восстанавливался из руин: храм Ба- алат-Гебал отстроили заново, возвели еще один храм, в развалинах которого спустя 1 000 лет археологи нашли множество бронзовых статуэток, покрытыхсусальным золотом. Оказалось, что это изображения конкретных воинов, которые такими подношениями старались задобрить богов перед сражениями.

ИЗ РУК В РУКИ

В 1700 году до н. э. Библ стал на­столько самостоятельным и независи­мым городом, что решил выйти из-под влияния Египта. Главным поводом для этого стали усилившиеся претензии египтян из-за продажи кедра другим странам. Египет не желал терять мо­нополию на торговлю этим ценным товаром. Однако торговцы Библа отка­зались выполнять кабальные условия, что сильно разозлило египетскую вер­хушку. Давление со стороны египтян усилилось, а их жрецы даже провели ритуал проклятия Библа. Город долгое время находился под гнетом египтян и выплачивал им немалую дань. Однако, потеряв независимость и оказавшись под властью столь сильной державы, Библ только выиграл. Экономическая ситуация улучшилась, а торговля лесом разрослась еще больше.

В дальнейшем Библ захватывали разные империи: Ассирийская, Вави­лонская, Персидская и другие. В 64 году до н. э. город вошел в состав Римской империи. Тем не менее финикийская культура сохранялась здесь еще очень долго. В VII веке в Библ пришли арабы. Постепенно древний город опять при­шел в упадок и стал небольшим посе­лением. Некоторые жители считают, что все это следствие древнего проклятия египтян.

УЧЕНЫЙ ВАРВАР

Самой ценной находкой экспе­диции Пьера Монте стал бо­гатый саркофаг, стоявший на четырех львах искусной работы. Всю его поверхность покрывали изобра­жения похоронного обряда, который несколько отличался от египетского. Например, покойных в Библе не му­мифицировали. После проведенных исследований выяснили, что захоро­нение датировано 1300-1000 года­ми до н. э. Надписи на финикийском языке указывали, что здесь покоитсянекто Ахирам и что каждого, кто посмеет открыть саркофаг, ждет страшная кара. Изящество саркофага и дорогие погребальные дары указывали на то, что Ахирам был одним из царей Библа.

Позднее многие коллеги подвергли работу Монте жесткой критике, считая, что он ведет раскопки безобразно, даже варварски.

Фото: журнал «Все загадки мира»
Фото: журнал «Все загадки мира»

Автор: Екатерина КАЗАНОВСКАЯ