Один из древнейших городов мира, финикийский Библ, носящий сейчас название Джебейль, когда-то был городом-государством. В нем даже была своя письменность. В поселении, которому 7 500 лет, до сих пор живут люди.
ГОРОД ИЗ БИБЛИИ
Джебейль, бывший Библ, находится на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — столицы Ливана. История его названия уходит далеко в прошлое. Когда-то здесь был большой порт, через который в Грецию доставляли папирус. Греки называли его «библос».
Впервые ученые обратили свое внимание на древний город в середине XIX века с подачи Наполеона III — в 1860 году император отправил туда французскую армию якобы для защиты христиан. Вместе с войсками туда попал и востоковед Жозеф Ренан. В силу своей специализации Ренан заинтересовался древним финикийским городом: исследования могли пролить свет на некоторые белые пятна в истории христианства.
Дело в том, что Библ упоминается в Библии, но только под названием Гебал. И даже само слово «Библия» произошло от названия этого города(библион — «книга»). Жозеф Ренан стал первым, кто начал проводить в тех местах официальные археологические раскопки в развалинах крепости крестоносцев, расположенной неподалеку от поселка Джубейль. Там Жозефу Ренану удалось обнаружить древние столпы из гранита. Но самой ценной оказалась другая находка — изображение рогатой богини в камне. Позже выяснилось, что барельеф принадлежит верховной богине Библа Баалат-Гебал.
ВОСКРЕШЕНИЕ ОСИРИСА
В древности считали, что богиня Библа Баалат-Гебал и египетская Исида (жена Осириса) — одно и то же лицо. Легенда гласит, что у Осириса был брат, злой бог Сет. Он за что-то ополчился на Осириса и убил его. Затем отвез тело в Библ и спрятал в одной из колонн царского дворца. Об этом прознала Исида, она же Баалат-Гебал. В поисках мужа она отправилась в Библ. Там она нанялась к царю в служанки, чтобы, не открываясь людям, найти тело любимого супруга. За время, проведенное во дворце, Баалат-Гебал привязалась к царскому сыну. Он напоминал богине родного сына, которого ей пришлось оставить в Египте. В знак своей любви к маленькому царевичу она решила подарить ему бессмертие. И для этого каждый день закаляла его огнем в печи. Однажды это необычное действо увидела царица. Разразился невероятный скандал, и Баалат-Гебал пришлось открыться царской семье. Ее рассказ растрогал правителей, и они помогли богине найти тело мужа. А заодно предоставили ей корабль, чтобы Баалат доставила тело супруга в Египет. Вернувшись домой, любящая жена воскресила убитого Осириса. И в знак благодарности взяла город Библ под свое покровительство.
В Библе был свой алфавит, насчитывающий около 100 знаков и получивший название «библское письмо». Он является самым ранним образцом письма, обнаруженным в этой местности. Расшифровать его до сих пор не удалось.
ЦАРСКИЕ САРКОФАГИ
Барельеф, изображающий рогатую женщину — верховную богиню Библа Баалат-Гебал, стал самой значимой находкой археологической экспедиции 1860 года.
В следующий раз археологи прибыли сюда только в 1921 году. Раскопка-ми, которые длились 3 года, руководил французский ученый Пьер Монте. Ему удалось обнаружить множество обломков с египетскими печатями — это указывало на близкие сношения Библа с Египтом. Совершенно случайно, из-за сильнейшего ливня, смывшего пласт земли, нашли пещеру, которая оказалась древней гробницей. В ней находился каменный саркофаг, окруженный погребальными дарами. Позже удалось найти еще восемь таких гробниц, получивших название «царские». В пяти из них, помимо саркофагов, обнаружили множество артефактов: медные трезубцы, бронзовые и глиняные кувшины, посуду из драгоценных металлов и множество украшений. Остальные пещеры, к сожалению, оказались разграблены.
МОЩНОЕ ВЛИЯНИЕ ЕГИПТА
В 1930 году французы решили провести в Библе широкомасштабные исследования. Для этого все дома, которые находились на месте планируемых раскопок, выкупили, затем снесли. Раскопками руководил Морис Дюнан. Он отдал 25 лет своей жизни исследованию древнего Библа и за это время сделал немало сенсационных открытий. Оказалось, что еще 7 000 лет назад на этом месте был небольшой рыбацкий поселок. Скромные хижины из шкур и ветвей, обмазанных глиной, были площадью всего 5 кв. м. Под каждым домом находились захоронения — покойников в то время хоронили в сидячем положении прямо под полом.
Постепенно город рос, развивался, и умерших стали хоронить за городской чертой. Позднее вокруг Библа возвели огромную стену, построили два храма и много роскошных домов, для поддержания чистоты проложили дренажные канавы. Небольшое поселение выросло в большой город. Библ вел оживленную торговлю с Египтом. Египтяне в огромных количествах закупали здесь ливанский кедр, который использовали для строительства кораблей и саркофагов. Приезжая за древесиной, они привозили много дорогих подношений в храм богини Ба- алат-Гебал. Все это способствовало мощному экономическому подъему города в III тысячелетии до н. э. Библ стал городом-государством, культура и традиции которого во многом переплетались с египетскими. Жители Библа носили египетскую одежду, украшения, пользовались египетской письменностью. Все произведения искусства создавались на египетский манер. Особенно египтянам подражало высшее общество. Для них культура Египта стала неким образцом, на который нужно равняться.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Столь богатый город был лакомым куском, и в конце III тысячелетия до н. э. Библ подвергся нападению кочевых племен — хананеев. Кочевники сожгли главный храм верховной богини Баалат- Гебал, разрушили до основания и сам город.
В начале II тысячелетия до н. э. Библ постепенно возобновил торговые отношения с Египтом. И более того, стал его равноправной частью. Потомки кочевников смешались с местным населением, в результате чего появился финикийский народ. Город постепенно восстанавливался из руин: храм Ба- алат-Гебал отстроили заново, возвели еще один храм, в развалинах которого спустя 1 000 лет археологи нашли множество бронзовых статуэток, покрытыхсусальным золотом. Оказалось, что это изображения конкретных воинов, которые такими подношениями старались задобрить богов перед сражениями.
ИЗ РУК В РУКИ
В 1700 году до н. э. Библ стал настолько самостоятельным и независимым городом, что решил выйти из-под влияния Египта. Главным поводом для этого стали усилившиеся претензии египтян из-за продажи кедра другим странам. Египет не желал терять монополию на торговлю этим ценным товаром. Однако торговцы Библа отказались выполнять кабальные условия, что сильно разозлило египетскую верхушку. Давление со стороны египтян усилилось, а их жрецы даже провели ритуал проклятия Библа. Город долгое время находился под гнетом египтян и выплачивал им немалую дань. Однако, потеряв независимость и оказавшись под властью столь сильной державы, Библ только выиграл. Экономическая ситуация улучшилась, а торговля лесом разрослась еще больше.
В дальнейшем Библ захватывали разные империи: Ассирийская, Вавилонская, Персидская и другие. В 64 году до н. э. город вошел в состав Римской империи. Тем не менее финикийская культура сохранялась здесь еще очень долго. В VII веке в Библ пришли арабы. Постепенно древний город опять пришел в упадок и стал небольшим поселением. Некоторые жители считают, что все это следствие древнего проклятия египтян.
УЧЕНЫЙ ВАРВАР
Самой ценной находкой экспедиции Пьера Монте стал богатый саркофаг, стоявший на четырех львах искусной работы. Всю его поверхность покрывали изображения похоронного обряда, который несколько отличался от египетского. Например, покойных в Библе не мумифицировали. После проведенных исследований выяснили, что захоронение датировано 1300-1000 годами до н. э. Надписи на финикийском языке указывали, что здесь покоитсянекто Ахирам и что каждого, кто посмеет открыть саркофаг, ждет страшная кара. Изящество саркофага и дорогие погребальные дары указывали на то, что Ахирам был одним из царей Библа.
Позднее многие коллеги подвергли работу Монте жесткой критике, считая, что он ведет раскопки безобразно, даже варварски.
Автор: Екатерина КАЗАНОВСКАЯ