Улучшить качество снимков, познакомиться с новыми терминами и получить подробные инструкции – все это вы можете сделать, прочитав наш материал.
Алексей Соколов – человек, преодолевший профессиональные поиски и нашедший себя в искусстве фотографии. Он знает всё о современных тенденциях и о том, как ободрить юных фотографов: если у вас нет специальной аппаратуры для съемок – не беда, снимайте на телефон!
Особенности съемки на мобильный телефон
Начнем с самых банальных советов – протирать объектив перед съемкой. Вечером грязный объектив дает блики, в остальное же время картинка становится замыленной. Это не связано с тем, что у вас старая модель телефона, это говорит только о загрязнении объектива. Такая проблема легко решается с помощью оптической салфетки из микрофибры. Алексей Соколов рекомендует выработать рефлекс: снимаете ли вы материал для работы или собираетесь запечатлеть посиделки с друзьями – сначала протрите камеру салфеткой или чистым краем одежды, желательно из хлопка.
Для улучшения качества фотографий установите высокое разрешение камеры. В некоторых моделях телефона, будь то IPhone или Android, в настройках камеры есть строка «Разрешение»; если же оная обнаружена не была, значит функция уже включена и камера работает, как надо. Стоит выбирать максимальное разрешение – это залог качественного снимка, который даже после обработки не утратит чёткости. Качество фотографии будет отставать от профессиональной камеры, но с небольшим физическим размером матрицы телефона это дает результат.
Следующий лайфхак – режим HDR (High Dynamic Range) – расширенный динамический диапазон. Это весь спектр яркости изображения от темных теней к светлым цветам. При включении режима, исключаются пересветы и провалы. Если мы снимаем в солнечный день против источника света, он необходим, чтобы не было яркого контраста, отправляющего кадр в корзину. HDR запечатлевает все детали. Функция находится в модуле камеры, если телефон постарше, и если телефон новой модели, то функция называется смарт-HDR и работает автоматически.
«Мало кто пользуется портретным режимом, хотя это прекрасный инструмент для съемки. Он имитирует эффект боке (размытость) светосильного объектива с открытой диафрагмой, который раньше давали только профессиональные камеры»
– сетует Алексей, переходя к следующей функции телефона. Портретный режим дает размытие фона и отделяет главный объект от фона. Отличить в этом случае съемку на камеру и съёмку на телефон невозможно. Использовать функцию можно в любых случаях, когда хочется отделить главный объект от пестрящего заднего плана (толпа, город). Достаточно включить портретный режим и тогда фон уйдет в расфокус.
Как делать НЕ надо
Как профессиональный фотограф Алексей выступает против встроенных фильтров, которые расположены в модуле камеры и окрашивают фотографию в цвета – сепия, черно-белый режим и так далее. Эти фильтры необратимы, в этом случае вы теряете оригинальный кадр. Сегодня вам может понадобиться черно-белая фотография, завтра — этот же снимок цветным, через месяц — в сепии. Выбрать режим можно после, чтобы откатить изменения, но ни в коем случае не вовремя съемки.
Еще не рекомендуется использовать встроенную вспышку:
«Довольно негибкий инструмент, который не улучшит качество съемки».
С ее помощью нельзя получить хорошее качество – у нее маленькая мощность, свет получается плоским и слабовыраженным. Его не хватит, чтобы осветить детали композиции, что особенно заметно, когда дело касается съёмки людей.
«Стоит выключить вспышку и поискать дополнительные источники освещение – неоновые вывески, городские огни, фонари, которые дают настоящую атмосферу и ярко выраженную картинку. Это смотрится интересно и объемно»
– комментирует Алексей. К тому же, у новых телефонов имеется рабочий ночной режим.
Также нельзя использовать цифровой зум; фотография становится зернистой. Вместо этого стоит использовать оптический зум, который действительно изменяет фокусное расстояния снимка и находится в модуле съемки.
Фокусировка и экспозиция
Экспозиция – количество света в снимке; то, как сильно освещены предметы на фотографии. Светлым или тёмным будет снимок – выбор за вами. Интерьер может проваливаться в тень, выкрадывая детали, или засвечиваться, оставляя после себя выбеленные участки с нечитаемой картинкой.
Стоит обратить внимание на источник освещения в кадре – подобные сцены относятся к сценам с высоким контрастом. С пересветами борется HDR, но легкие пересветы не смертельны. Надо избегать провальных теней и очевидных пересветов, остальное же зависит от вас.
Менять экспозицию можно работой с экраном – приложите палец к экрану при съемке, получите значок «солнышко» и ведите палец верх или вниз, чтобы изменить количество света.
При работе через экран также меняется фокусировка – для этого «тыкать» надо в главный объект снимка. Если очевидных главных объектов нет, фокусируйтесь на переднем плане для получения высокой резкости, при съемке пейзажа – на самой дальней точке.
Аксессуары для мобильной съемки
Существует «сменная оптика», действующая как внешний фильтр, который добавляется к телефонному объективу. Если в телефоне несколько объективов, оптический зум уже встроен в гаджет и ничего дополнительного вам не нужно. При одной камере дополнительные объективы позволят пользоваться новыми точками зрения для картинки (макроизображение, сверхширокоугольные пейзажи). Некоторые дополнительные объективы способны испортить качество съемки, поэтому для выбора аксессуаров надо провести предварительную работу.
Помимо объективов, обратите внимание на штативы с гибкими ножками для работы за столом или в городских реалиях, на открытой местности. Они крепятся на ветке, на перилах, на скале, главная задача – освободить руки фотографа и обогатить изображение. Есть сборные компактные триподы, горилоподы (именно у них гибкие ножки, способные крепиться на любой материал). Штативы помогают в оформлении домашней фотостудии для предметной съемки и хороши для съемки флетлейлов – плоских раскладок. Некоторые штативы возможно собрать самостоятельно по схемам из открытых источников. Они подходят для рекламной съемки товаров, кулинарных или хобби-блогов.