Найти тему
Подумалось мне часом

Как прапраправнук Чингисхана стал русским князем

В рассказе о том, как Белоозеро становится центром удельного княжества. И в этой связи мы уже третью главу подряд вынуждены вспоминать ростовских и ярославских князей, любивших делиться – в другом смысле этого слова. Да, все тех же трех сыновей основателя ростовской династии Константина Всеволодовича, любившего детей и не любившего братьев.

Его старший сын Василько, погибший в монгольском плену, был, как вы помните, князем ростовским.

Нюанс в том, что владел он не только Ростовом, но и Белоозером. И его двое детей разделили свою землю: старшему, Борису, остался Ростов, а для младшего Глеба было создано отдельное Белозерское княжество. Он и стал основателем белозерской династии.

Рождение Глеба Васильковича. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Рождение Глеба Васильковича. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Вообще с внуками основателя ростовской династии история, конечно, жалостливая. Как вы помните, двое из трех его сыновей погибли при московском нашествии, уцелел только младший Владимир, владевший Угличем. Погибшим отцам наследовали дети, причем дети в буквальном смысле слова – на три из четырех престолов ростовской земли взошли в лучшем случае подростки.

Владимирский же престол, как вы помните, после смерти брата, обезглавленного в той же битве на Сиче, занял потерявший шлем «третьяк» Ярослав Всеволодович. И, судя по всему, вскоре после этого проявил какой-то нездоровый интерес к ростовским владениям малолетних внучатых племянников.

Дети, дойди дело до греха, понятное дело, сопротивляться опытному воину, обладавшему гораздо более сильной армией, просто не смогли бы. Единственный взрослый в ростовской семье – дядька Владимир – был младшим из братьев, владел самым маленькими княжеством и потому особым авторитетом у родственников не пользовался.

Но выход был найден – управу на территориальные притязания великого князя Ярослава Всеволодовича поехали искать в Орду. Всем колхозом поехали: дядька князь Владимир Угличский и три его племянника - князь Василий Ярославский (15 лет), князь Борис Ростовский (13 лет) и князь Глеб Белозерский (7 лет).

Святой благоверный князь Василий Ярославский (под изображением Богородицы, с черной бородой) на иконе «Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение». Конец XVII — начало XVIII вв.
Святой благоверный князь Василий Ярославский (под изображением Богородицы, с черной бородой) на иконе «Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение». Конец XVII — начало XVIII вв.

План сработал – хан Батый выдал дяде и племенникам ярлыки на правление их княжествами, а отец Александра Невского против ханской воли идти не посмел. На первого белозерского князя Глеба, посетившего Орду еще ребенком, похоже, это путешествие произвело неизгладимое впечатление, и столицу монголов он полюбил всем сердцем.

Князь Глеб Василькович за свою жизнь ездил в Орду пять раз и провел там в общей сложности 4 года своей жизни – это рекорд для русских князей XIII века. Он даже женился на монгольской княжне, принявшей в крещении имя Феодора. Вполне вероятно, кстати, что Феодора Сартаковна была дочкой того самого Сартака и внучкой хана Батыя. В таком случае второй белозерский князь Михаил Глебович был прапраправнуком Чингисхана.

____________
Это отрывок из новой главы моей книги об исторических регионах России "Царский титул в картинках" -
https://author.today/work/76682

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц