Найти тему
Заметки Моргора

«Вихревой атаман» (Стрибог?) в славянских верованиях, бытовавших уже после христианизации

Оглавление

Недавно я опубликовал на данном канале пятую статью, касавшуюся Стрибога, и в тот же день разыгравшийся ветер вырвал с корнем старое дерево сирень у меня во дворе – вот такое любопытное совпадение.

Мы поговорили о занятном упоминании Стрибога в российском кинематографе, прикинули, что мы знаем о Стрибоге и что можем предположить, рассмотрели, какой святой может «замещать» данного бога в народном представлении, а также как увековечивали его имя, образ и какими «родственниками» обзавели кабинетные мифологи.

Сегодня у нас шестая статья на тему Стрибога, и я предлагаю вот что... Если мы, на основании цитаты из «Слова о полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы») готовы принять Стрибога за божество ветров и воздушной стихии в целом, то проанализируем-ка олицетворение данной стихии в более поздних, бытовавших уже после христианизации славянских земель верованиях.

Воздух

Позволю себе привести цитату из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь» (данное издание написано коллективом автором, но конкретные строки принадлежат перу А. А. Плотниковой):

ВОЗДУХ – в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (как и земля, огонь, вода); сфера пребывания душ и невидимых демонических существ. В народных верованиях сближаются представления о В. и дыхании, дуновении, ветре. Пространство, заполняемое В., обширнее, чем земля; на В. «покоится» или «висит» небо.
В. служит проводником, средой, через которую насылается порча, распространяется болезнь. Появление «злого», «нечистого» воздуха связывают с моментом полного затишья, затмением луны и т. д. Людям, оказавшимся в такое время под открытым небом, предписывается упасть лицом вниз на землю, чтобы «не ухватить этого воздуха», и т. п.
Многие демонологические персонажи, обитающие в воздухе (духи атмосферные, здухач), в том числе и болезнь, имеют облик пара, ветра, воздушного столба, густого дыма, газа и т. п. Опасные для человека духи, вызывающие сильный ветер, вихрь, смерч, могут поднять человека в В. и сбросить вниз, растерзать человека в В. и т. д. Воззрение на В. как среду обитания бесов присуще книжной христианской традиции.

Как видим, воздушная стихия в народе ассоциируется с неким потусторонним миром, иногда враждебным, связывается с порчей. Вот и «заведующий ветрами» в народном православии Касьян бывает источником вредоносной, мертвящей силы.

В воздухе обитают всяческие сущности, в том числе управляющие погодой, например здухачи, халы и планетники.

Здухачи – это люди или животные, наделённые сверхъестественными способностями. Во время сна души таких существ отделяются от тел, уводят за собой ветры, разгоняют или нагоняют тучи и град, охраняют от стихийных бедствий свою территорию и сражаются с себе подобными.

Халы – чудовищные змеи, которые предводительствуют над чёрными тучами, сеют град, препятствуют вызреванию хлебов, падая на землю густым туманом, уничтожают посевы и сады, сводят с ума людей, овеивая особыми вихрями.

Планетники также управляют движением дождевых или градовых туч, ветром и погодой в целом, представляя собой бестелесных духов или колдунов. Иногда бьются меж собой, с громом и молнией.

Иллюстрация Мерчина Новака
Иллюстрация Мерчина Новака

Ветер

Приведём ещё одну цитату из «Славянской мифологии: энциклопедического словаря» (автор – А. А. Плотникова):

ВЕТЕР – явление природы, которое в народных представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. Могущество В., его разрушительная или благотворная сила вызывают необходимость задабривать В.: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление В. на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» – благоприятный, попутный В.) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.
По поверьям, В. обитает в местах далёких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т. п. В соответствии с индоевропейскими воззрениями на В. как «дыхание Земли», местами его пребывания считались также пропасти, ямы, пещеры. По представлениям южных славян, их стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит В.
В. могут подчиняться высшему божеству: в «Слове о полку Игореве» В. – «Стрибожьи внуки» (ср. Стрибог). По русским верованиям, В. много, но главных – четыре (соответственно четырём сторонам света); они «сидят по углам земли», старший среди них называется «вихровой атаман»: ему повинуются все остальные, он же посылает В. и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны «ветряной царь», «ветер Мойсий», «ветер Лука», а также «Седориха» – северный В.
Представление о В. как об одушевлённом существе отражалось в приглашении, вызывании В., когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т. д.). Самым распространённым способом вызвать В. в затишье считался свист, реже – пение. Чтобы обеспечить попутный В., у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать. Женщины поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтобы не серчал», помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному В. с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов». В Рязанской губернии с целью вызвать В. при веянии жита старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление.
Дар или жертва В. встречается у всех славян. В. «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу В. пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный В., в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая В. во время жары, ему обещали отдать девочку, называя её по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю», и т. п.
По общеславянским представлениям, в В. пребывают души и демоны. Считалось, что с В. летают души больших грешников; сильный В. означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем В. слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный В. дует с той стороны, где утонул человек. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный – результат действия дьявольских сил. В. сопровождает появление таких демонов, как вила у южных славян, «поветруля», «витрэница», «ветреник» – в Карпатах, ведьма, чёрт – у восточных славян.
«Злые» В. являются источниками болезней. Наиболее страшными считаются духи-ветры, нападающие на людей и вызывающие эпилепсию, душевное расстройство. Переносят болезни и небольшие, тихие ветерки: «красный», «белый», «голубой», «жёлтый» и др. Вместе с В. распространяется и порча. По русским поверьям, знахарки и колдуны портят людей наговорами, которые «по ветру пускают». В Польше о чаровнице говорили, что она бросает чары на В., как будто «сеет».

Здесь, всё рассмотрено коротко и довольно подробно, мне добавить особо нечего. Только лишь обращу внимание на то, что в тексте снова подчёркивается связь ветров с душами умерших, нечистой силой и, таким образом, тем светом. Также весьма любопытно упоминание «вихрового атамана» – то есть, народному представлению характерна вера в некое сверхъестественное существо, управляющее ветрами, в связи с этим меня так и тянет ещё раз повторить строчку из «Слова о полку Игореве»... Можно предположить (гипотетически), что под образом «вихрового атамана» сохранились остатки прежних верований в Стрибога, а можно – что образ «вихрового атамана» воссоздался в народном воображении по тем же алгоритмам, что и предшествовавшее ему откровенно языческое божество стихии.

Иллюстрация Бориса Забирохина
Иллюстрация Бориса Забирохина

Вихрь

И снова материал из «Славянской мифологии: энциклопедического словаря» (автор – Е. Е. Левкиевская):

ВИХРЬ – в народной метеорологии нечистый, опасный ветер, результат деятельности и воплощение различных демонов. Для представлений о В. существенна семантика кручения, верчения, витья как магических действий, имеющих демоническую природу. По этому признаку В. входит в один семантический ряд с колтуном, заломом, водоворотом.
По народным поверьям, в В. крутятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, вилы, полудницы, лешие, шишиги и др., поэтому украинцы говорят о В., что это чёрт на свадьбу едет, ведьма замуж идёт, чёрт крупу мелет; белорусы называют В. ведьмина свадьба; поляки – дьявольская мельница. У сербов и черногорцев В. поднимает отправляющийся на битву здухач. В. севернорусской традиции с В. связано появление лешего.
Появление В. связывается с неправильной, нечистой смертью, с самоубийством. Украинцы считают, что В. летит в ту сторону, в которую повёрнуто лицо висельника; русские, поляки и кашубы – что В. гонит душу самоубийцы; в Полесье верят, что В. ночует на могиле самоубийцы. По восточнославянским поверьям, вихрем прилетает домой душа умершего родственника, в нём крутятся проклятые люди, мертворожденные и дети некрещёные. Часто В. сопровождает смерть ведьмы или колдуна. По мнению южных славян, В. – это души убитых людей или женщин, вышедших замуж за вдовцов и поэтому после смерти не имеющих пары.
Мчащийся В. представляется чёрным или огненным столбом, в котором можно увидеть чертей и ведьм с куриными лапами вместо ног. По русским верованиям, увидеть демонов в В. можно, если нагнувшись посмотреть между ног, по украинским – если посмотреть через левую руку или рукав, по лужицким – через вывернутую рубаху, по белорусским – нужно плюнуть три раза и сказать: «Чёрт, чёрт, покажи хвост». Если бросить в В. нож, то можно ранить находящуюся в нём нечистую силу, и нож окровавленным упадёт на дорогу.
Главной чертой В. является его разрушительная, вредоносная деятельность. Последствиями встречи с В. являются смерть, тяжелые болезни и увечья. Людей, которых «вихрь перешёл», если они не умирают, разбивает паралич, у них искривляется рот, вырастает колтун, они становятся глухими или немыми. Ребёнка, побывавшего в В., ждёт несчастливый брак. Полагают, что В. – причина многих психических заболеваний, прежде всего эпилепсии. Русские и украинцы верили, что В. переносит болезни и порчу. Часто считается, что вылечить болезни, полученные от В., невозможно или можно только специальными заговорами. По украинским поверьям, помогает нож, семь раз освящённый на Пасху. Болгары «отчитывают» такого больного на месте его встречи с В. или относят туда жертвенный хлеб.
Для предотвращения пагубного влияния В. существуют обереги и специальные средства. Отождествление В. с бесом предписывало креститься и читать молитву во время В., но если молитва не помогала, прибегали к брани. Чтобы отогнать В., нужно плюнуть в него, бросить пуговицу или палку.
Запреты на некоторые действия и слова связаны с опасностью ещё больше разозлить В. и навлечь на себя и своих близких смерть, болезни и несчастья. По этой причине, как считали украинцы, нельзя показывать В. кукиш, по белорусским представлениям, – лицо, по болгарским, – нельзя разговаривать, по севернорусским, – бросать в В. нож (по некоторым представлениям, нож и кукиш, напротив, отгоняли В.). Нельзя ничего шить из полотна, закрученного В., а также надевать одежду, в которой человек попал в В., – в крайнем случае её нужно было выстирать и подкурить дымом.
По В. иногда гадали о погоде. По лужицким приметам, если В. разыграется после полудня, то девять дней будет идти дождь.

Мне всегда казалась весьма любопытной связь вихря с заключением брака между представителями нечистой силы, в связи с чем позволю себе в порядке бреда одну любительскую гипотезу. Как нам известно, установление обычаев и старинных законов зачастую приписывалось богам. Например, в договоре Олега с Византией упоминаются имена Перуна и Велеса, которые как бы призываются в свидетели и наделяют документ своеобразной юридической силой, а установление брачных норм некоторыми исследователями соотносится с почитанием Даждьбога. А что если Стрибог, коли мы принимаем его в статусе владыки воздушной стихии, ветров и вихрей, считался «законодателем» среди не людского племени, но существ иного толка – сущностей, как ныне некоторые выражаются, тонкого мира? Ведь без закона и чёрту нельзя...

Впрочем, вернёмся от моих теорий к анализу материала. Невольно бросается в глаза то обстоятельство, что народными представлениями допускается «несрабатывание» защитных действий религиозного характера (крестное знамение, молитва) и тогда рекомендуется совершать акты чисто языческой обережной магии (браниться, плюнуть, что-либо бросить и т. д.). Пережитки былых, дохристианских верований, органически вписавшихся в жизнь простого люда (да и не только простого) налицо.

Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой

Подытожим

Итак, в народных представлениях славянских народов о воздухе, ветрах и вихрях сохранилось изрядное количество языческого наследия.

Воздух как стихия представляет собой сферу пребывания душ и сверхъестественных существ. Над ней властвует некий старший ветер – «вихровой атаман», осуществляющий общее управление и руководство, заодно, что представляется логичным, перенимающий на себя ряд свойств своей стихии.

Таким образом, «вихровой атаман» (Стрибог?) дуалистичен: он связан с порчей, злым колдовством, болезнями, но вместе с тем приносит людям пользу (особенно морякам) и облегчение во время жары. Ему приносили дары и жертвы.

Также «вихровой атаман» связан с переменой погоды в целом и перемещением душ, а также с заключением браков среди представителей нечистой силы. Возможно, является законодателем и хранителем обычаев того света.

Список использованной литературы

  • Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. 1991 г.
  • Планетники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890–1907 гг.
  • Славянская мифология: энциклопедический словарь. Коллектив авторов. 2011 г.
  • Стрибог // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». 1995 г.