Устойчивое развитие становится наиболее актуальным в мире после марта 2020, когда произошли колоссальные социально-экономические, культурные, технологические и политические сдвиги [7, С.154]. Эти события спровоцировали возникновение катастрофичных рисков функционирования общественных систем в условиях транспарентности географических границ и изменяющейся темпоральности [3, С.140].
Изменяются границы экономических, политических, социальных и технологических систем. Образуются новые типы связанностей [2, С.23]. Все оказывается связанным со всем самым немыслимым образом. Теряют свою актуальность причинно-следственные связи. Связанность становится похожей на анастамотик ретикулум (метафора - сеть тонких корней деревьев, находящихся у поверхности земли).
Ситуация пандемии обострила многочисленные противоречия общественной жизни [8, С.145]. Основные противоречия оказались связанными с двумя основными вопросами: каким образом обеспечить стабильное функционирование общества и развитие в устойчивом формате.
Если обращаться к основным традициям исследования устойчивого развития общества, то можно отметить, что его связывают со следующими векторами: вектор будущего (прогнозирование и моделирование), вектор настоящего (поиск сбалансированного состояния между процессами потребления и возобновления), вектор прошлого (языки описания через концепты «катастрофы», «угрозы», «опасности»). Но в этой концептуализации присутствует и еще один вектор – вектор идеального моделирования, в котором заключаются основные высокие риски [4, С. 220]. Устойчивое развитие – это идеальная модель, не достижимая для человечества даже не в силу того, что необходимы ограничения в рамках здравого смысла экономического потребления в первую очередь. Главная причина недостижимости идеала устойчивого развития заключается в подгонке этого здравого смысла к консенсусным процедурам и в маштабировании договоренностей [1, С.147].
В соответствии с этими векторами выстраиваются различные концептуализации устойчивого развития и процессов, связанных с ним. Одним из таких процессов является процесс рисков (нелинейный, открытый, непропорциональный по затрачиваемым усилиям и получаемым результатам, с осуществляемыми действиями, итогом которых может стать выигрыш или ущерб).
Риски как возможности реализованных действий, проявляют себя в динамическом хаосе современной ситуации. Динамический хаос, по определению Г.Хакена – это хаос, в котором присутствуют зарождающиеся структуры порядка. Риски связаны не только с состоянием динамического хаоса, в котором находятся современные системы, но и с отсутствием систем мониторинга за выявлением структур порядка. У современных практиков и исследователей нет таких методологий и методов, которые способствовали бы выработке стратегий устойчивого развития [5, С.138].
Происходит маштабирование систем и вызовов. Любой вызов может стать глобальным. Covid -19 нам это продемонстрировал, поскольку привел к локдауну всех систем (не только экономической) на мировом уровне. Проявляют себя редкие события, события, вероятность наступления которых ничтожно мала.
Таким образом, риски устойчивого развития становятся не просто высокими, но и катастрофичными. Это связано с транспарентностью границ экономической, политической, технологической и других сфер общества. Концепт устойчивого развития перестает опираться в большей мере на доминанту экономической сферы. Вектора прошлого, настоящего и будущего, в рамках которого формировался и получил свое развитие концепт устойчивого развития становятся фоновыми практиками для здравого смысла, идеального моделирования и маштабированного консенсуса [6, С.123-159]. Внешняя среда устойчивого развития общества также претерпевает существенные изменения. К ним можно отнести частоту проявления редких событий (черные лебеди) и действие закона непропорциональности затрачиваемых усилий и получаемых результатов. Когда сильное воздействие на систему может не привести к столь же колоссальным результатам [9, С. 136]. И напротив, малое воздействие, но в нужный момент времени способно вызвать масштабные изменения.
Список литературы
1. Бикбов А. Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность.-М.: Изд-во Высшей школы экономики, 2014.-432с.
2. Морен Э. О сложности. –М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019.- 284с.
3. Наумов С.Ю., Журавлев П.В., Шеховцев А.Ю., Федорова А.В. Риски в коммуникационном пространстве социума.-Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004.-156с.
4. Руднев В. Новая модельреальности.-М.: Издат Дом Высшей школы экономики., 2016.-224с.
5. Рязанов А.В. Российский социум: динамика трансформаций.-Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020.-218с.
6. Серничек Н., Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда.-М.:Strelka Press, 2019.-336с.
7. Федорова А.В. Риск-менеджмент. –М.:Кнорус, 2018.-212с.
8. Федотова Ф.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005.-544с.
9. Фролова С.М. Институциализация и рискогенность повседневной жизни общества. – Саратов: Научная книга.-161с.