Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. История дворцового переворота 1741 года. Часть 2.

Читать часть 1.

Читать часть 3.

Тиран в лице Александра Меншикова повержен, сослан в Сибирь и разорён, началось правление Петра II. Его правительство отказалось от продолжения реформ, начало которым положил Петр Великий. Современники отмечали понижение боеспособности русской армии.

Император ПетрII. Фотография из открытых источников в интернете.
Император ПетрII. Фотография из открытых источников в интернете.

Строительство флота, заброшенное уже при Екатерине I, при Петре II пришло в полный упадок. В 1728 году вернувшийся из Петербурга в Стокгольм шведский посланник Цедеркрейц докладывал королю, что «флот, даже галерный, сильно уменьшился, а корабельный гибнет: старые корабли стоят в Кронштадте, все гниют, пригодны не больше 45; в Адмиралтействе такое несмотрение, что флот и в три года не привести в прежнее состояние, да этого и не собираются делать».

Любимое детище Петра I погибало. Когда императору указывали на это, он отвечал: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нем, как дедушка».

В целях экономии на треть сократили численность армии, множество офицеров отправили в отставку. Сокращались государственные расходы на содержание армии, на строительство флота, устройство новой столицы, все эти действия не помогали развитию, страна скатывалась в пропасть жуткого экономического кризиса.

На Старокалинкином мосту. Май 2021. Фото: В.Кононов.
На Старокалинкином мосту. Май 2021. Фото: В.Кононов.

Зато в Петербурге заметно смягчение нравов. В 1727 году возобновились ассамблеи, их устраивали в царском дворце дважды в неделю. Посещать их могли все дворяне. Обстановка на них стала более свободной, никто не требовал обязательного присутствия и не указывал, как следует веселиться. Указ о возобновлении ассамблей огласил на главных улицах Петербурга сам обер-полицмейстер Поздняков.

В 1729 году был упразднен страшный Преображенский приказ, учрежденный Петром I для расследования политических дел. Теперь этими вопросами занимались Сенат и Верховный тайный совет. В числе наказаний за провинности сохранялась публичная порка, но дворяне получили своеобразную поблажку: теперь их пороли с «сохранением чести», не снимая нижнего белья. А простолюдинов по-прежнему заголяли.

Появилось и еще одно важное новшество в жизни столицы. По указу 10 июля 1727 года велено «которые столбы в Санкт-Петербурге внутри города на площадях каменные сделаны, и на них, также и на кольях винных людей тела и головы потыканы, те все столбы разобрать до основания, а тела и взоткнутые головы снять и похоронить».

Но безуспешными оказались меры против бегства жителей из Петербурга. В июле 1729 года появился указ о возвращении уехавших купцов и ремесленников с семьями:

«...При высылке всем им подписаться, под потерянней всего имения и ссылкой в вечную каторгу, чтоб они с женами и детьми явились бы в Санкт-Петербург без замедления и впредь бы без указа особого из Санкт-Петербурга не разъезжались».

Вид на Фонтанку со Старокалинкина моста. Вечер. Май 2021. Фото: В.Кононов.
Вид на Фонтанку со Старокалинкина моста. Вечер. Май 2021. Фото: В.Кононов.

Одновременно с этим дворянам выделяли для застройки участки на Фонтанке близ Невского проспекта. Однако желающих строить дома почти не нашлось, да и часть уже построенных была покинута обитателями. Столица по-прежнему оставалась местом отбывания каторжных работ. А ее былое административное главенство отменено: в 1727 году вместе с царским двором в Москву переехал и обер-полицмейстер, и в Петербурге вместо него назначен воевода, как в любом провинциальном городе.

Что бы обрисовать общую картину происходящего в России достаточно ознакомиться с донесением английского посланника: «Все в России в страшном расстройстве, царь не занимается делами и не думает заниматься; никому денег не платят, и Бог знает до чего дойдут финансы; каждый ворует, сколько может. Все члены Верховного Совета нездоровы и не собираются; другие учреждения также остановили свои дела, жалоб бездна...»

Юный Петр совсем забрасывает занятия, заводит себе «компанию» по примеру Петра I, интересуется только охотой. Вот его записка с распорядком дел на неделю, которую приводит С. М. Соловьев: «В понедельник пополудни от 2-х до 3-го часа учиться, а потом солдат учить; пополудни вторник и четверг — с собаками на поле; пополудни в среду — солдат обучать; пополудни в пятницу — с птицами ездить; пополудни в субботу — музыкой и танцованием; пополудни в воскресенье — в летний дом и в тамошние огороды».

Вид на Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина. Май 2021. Фото: В.Кононов.
Вид на Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина. Май 2021. Фото: В.Кононов.

В его окружении все громче раздавались голоса о переезде в Москву. По традиции цари короновались в Москве, и в конце 1727 года Петр II и весь его двор, а с ними и большинство зажиточных горожан начали собираться в путь. «...На вопрос, долго ли останется двор в Москве, уже слышался ответ: быть может, навсегда;»

Такой ответ вполне устраивал русских вельмож, которые до сих пор не смогли привыкнуть к неудобствам новооснованного города, и обдавал ужасом тех, которые в удалении из „парадиза” видели удаление от дела Петра Великого, удаление от Европы, пренебрежение морем, флотом, упадок значения России как европейской державы.

В начале 1728 года Петр II навсегда покидает Петербург. Главой административного и военного управления городом был назначен граф Берхард Кристоф Миних, выходец из Германии, поступил на русскую службу при Петре I. Талантливый администратор и военачальник, энергичный и честолюбивый человек, он споро взялся за возрождение города. Первым делом Миних заканчивает строительство Ладожского канала (1718 — 1731), по которому все необходимое можно было доставлять в город водой. Цены на продовольствие после открытия канала понизились. Он перестраивает в камне Петропавловскую крепость, разрабатывает проект защиты города от наводнений, по его плану осушают болота на окраине, у Лиговского канала.

Миних, Бурхард Кристоф. Фотография из открытых источников в интернете.
Миних, Бурхард Кристоф. Фотография из открытых источников в интернете.

Миних всей душой был предан армии, но в армии его не любили. На просьбы офицеров об облегчении положения солдат, служивших в невозможных условиях, он обычно отвечал: «А, а, батушка! У русских людей невозможности нет!» «Петр I и после него доказали, что русского солдата можно вести в бой, не давая ему обуви и даже хлеба». (!) Не понятно. Толи он так коряво шутил, толи считал всерьёз.

Усилиями тех, кто оставался в Петербурге, жизнь города не замирала, но пребывала в печальном состоянии. Вот, к примеру, прошение служащих санкт-петербургской типографии: «В 1727 году в августе месяце не было выдано ни жалованье, ни содержание за январскую и майскую трети, вследствие этого справщики с мастеровыми просили ради наступающего праздника Успения Богородицы выдать им рубля по два — по три на человека, чтобы с женами и детьми не исчезнуть гладом».

В январе 1730 года в Петербург пришло известие: в Москве умер от оспы пятнадцатилетний император Петр II.

Конец 2 части.

Читать часть 1.

Читать часть 3.

В статье использовались материалы: Е.А. Игнатовой. «Записки о Петербурге. »