Становление подводных сил флота шло тяжело, и даже по прошествии десятилетий на подводных лодках русского флота происходили досадные происшествия...
Друзья, продолжаем рубрику, в которой вспоминаем аварии отечественных подводных лодок (даже самые незначительные), с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Надо признать, что таких происшествий было очень много, к счастью не все они приводили к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные, но не менее опасные....
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере освоения подводных лодок на флотах случаев, которые приводили к авариям и происшествиям, становилось больше, да и условия военного времени добавляли таких причин. Некоторые происшествия до сих ждут своих пояснений, так как данных очень мало.
Такое вот "небоевое" повреждение привело к тому, что одна из самых активных подводных лодок русского Черноморского флота "Тюлень" была выведена из состава боеготовых.
Интересно, что подписание приёмного акта испытаний новой подводной лодки Черноморского флота «Тюлень» (тип «Морж», 1-й дивизион бригады подводных лодок Черноморского флота) состоялось19 марта 1915 года, когда Первая мировая война шла уже больше полгода.
Но свой первый боевой поход лодка выполнила еще до окончания испытаний. С 5 по 9 марта вместе с однотипной подводной лодкой «Нерпа» субмарина вела патрулирование на маршруте возможного появления кораблей противника.
Для справки: "Тюлень" - водоизмещение 630/758 т, запас плавучести - 21,5%, штатный экипаж - 47 человек ( в том числе 4 офицера).
К ноябрю 1916 года «Тюлень», которым поочерёдно командовали старший лейтенант П.С.Бачманов и капитан 2 ранга M. А Китицын, стал самой результативной подводной лодкой на флоте - 45 побед! Если затем взглянуть на список боевого счёта русских подводных лодок [107, 135, №8], то можно увидеть, что следующий боевой успех одержан «Тюленем» только в июле 1917 года.
Причиной столь долгого перерыва в деятельности лодки стал затянувшийся ремонт, с целью которого «Тюлень» пришёл в Николаев 13 ноября 1916 года.
Планы скорого ввода субмарины в строй оказались перечёркнутыми сильным пожаром, произошедшим на борту корабля в феврале 1917 года. От огня значительные повреждения получила аккумуляторная батарея подводной лодки. Возможность заменить её появилась не сразу. Лишь в мае «Тюлень» получил новую батарею, которую сняли со строившейся лодки «Буревестник». Подробностей о пожаре и его последствиях найти не удалось, только зафиксирован его факт.
Вместе с ней на «Тюлень» пришёл новый командир старший лейтенант М. Е. Крафт 2-й. До окончания боевых действий на Чёрном море он добавил к достижениям «Тюленя» ещё восемь побед, прочно закрепив за ним пальму первенства.
Для справки: Очевидно в ходе этого ремонта были сняты 4 торпедных аппарата Джевецкого, а их вырезы в корпусе — заделаны. У носового орудия расширили палубу полукруглыми выступами, облегчающими обслуживание пушки. Эти выступы опирались на листы корпуса, которыми были заделаны бывшие ниши торпедных аппаратов.
На Балтийском флоте подобное происшествие произошло в июне 1918 года. На балтийской подводной лодке «Леопард» (тип «Барс», командир Г.А.Шредер) лодке произошёл взрыв аккумуляторов. Данных об этом взрыве почти нет.
Ранее, 31 мая того же года, дивизия подводных лодок Балтийского флота была переформирована в соединение с двумя дивизионами. В первый, резервный, включили ПЛ, требующие длительного ремонта. Во второй – боеготовые.
Надо полагать, что взрыв на «Леопарде» причинил лодке существенные повреждения, потому как после взрыва она была переведена из второго дивизиона в первый. Ремонт субмарины продолжался около месяца. На 23 июля она уже числилась в действующем флоте в составе Отдельного дивизиона ПЛ.
Для справки: "Леопард" - водоизмещение 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек ( в том числе 1 офицер). В строю с ноября 1917 года.
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г.Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; Алексеев, И.В. Подводные лодки типа "Морж"/Алексеев И.В., Гончаров А.С., Заблоцкий В.П.- М.: Коллекция, 2006.- 40 с. (Морская кампания № 3/2006); Канувшие в бездну/Сост. Непомнящий Н.Н.- М.: Издательский дом "Прибой", 1997. - 400 с.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: