Тут новые серии "Простоквашина" много шуму наделали. Дескать, ай-ай-ай и фу-фу-фу. Врать не буду - не смотрел ещё. И как-то не тянет.
Одно могу сказать: снимать мультяшные продолжения и ремейки советских шедевров - практика уже тридцать лет как не новая. Беда в том, что сразу после 1991 года будто кто-то кнопочку нажал: и волшебство выключилось. И я говорю не с позиций взрослого человека, который ностальгирует по временам своего детства. Некоторые из этих мультфильмов я посмотрел, будучи ещё ребёнком. Уже тогда мне хватило ума понять: "Не-е, что-то тут не то..."
"Ну, погоди!", 17 выпуск (1993 год)
Первые девять лет жизни я провёл в стране под названием СССР, успев за это время выучить наизусть все 16 серий мультфильма "Ну, погоди" и узнать, что новых уже не будет, потому что Папанов умер. А тут бац: сначала СССР развалился, а потом и продолжение любимого мультика сняли.
Классические 16 выпусков - шедевры на все времена, которые и сейчас можно смотреть с удовольствием. (Мой сын их очень любит, писал об этом тут.) А вот 17-й - исключительно артефакт своего времени, только так и воспринимается в наши дни. Начинается всё с рекламы спонсора - ага, а то как же. Потом заяц превращается в оборотня. Появляются какие-то рэмбо-гориллы с пулемётами, а волк теперь "новый русский"... или типа того.
А главное: что случилось с рисовкой? Она стала мерзкой и неряшливой.
Есть и светлые пятна: великолепная отсылка к фильму "Карнавальная ночь" (старики превращаются на сцене в молодых), знакомые персонажи вроде кота-фокусника... Но нет: магия утеряна.
"Приключения Мюнхаузена. Волк в упряжке" (1995)
Та же история. Классические четыре выпуска "Барона Мюнхаузена" знал наизусть, пел вместе с героем: "Все знают, что находчивей Мюнхаузена нет!" и свободно цитировал перлы типа:
- Э-э, дарагой, какой-такой павлин-мавлин? Не видишь: мы кушаииииим...
1995 год подарил нам пятую серию, спустя 21 год после предыдущей. Барон наконец-то приезжает в Россию и... кто читал сказку, тот знает, что было потом. А кто не знает, тому название серии подскажет.
Хм... особо придраться не к чему. Смотреть не стыдно, тем более, что рисовка, в отличие от предыдущего примера, стала лучше. Но.. если не за что ругать - это не значит, что есть, за что хвалить. Из всех серий "Мюнхаузена" эта самая короткая - снята будто бы просто "шоп была". Да и цитировать тут нечего. Про магию, которой опять нет, уже не говорю. Необязательный довесок к основным сериям, не более того.
"Новые бременские" (2000)
Спустя аж 27 лет вышло и продолжение "Бременских музыкантов". Сюжет - опять же в духе времени: король обеднел, вчерашняя братва, в лице Атаманши, рвётся к власти... И это, возможно, даже интересно, но помилуйте: разве за сюжет мы любим первые два мультфильма?
Разумеется, за песни. И что самое обидное, в "Новых бременских" композитором опять выступил Геннадий Гладков. Но... кнопочку уже нажали, помните?
Сейчас спустя 20 лет могу напеть только припев к основной теме из этого мультика: что-то там про "Не сдавайся, не сдавайся, не сдавайся..." Рядом с "Ничего на свете лучше нету" и рядом не валялось. А больше ничего вспомнить не могу, как ни стараюсь: белый шум один и перекати-поле катится...
"День рождения Алисы" (2009)
Снова я мухлюю. Это, разумеется, не сиквел к "Тайне третьей планеты" (которую я как фанат Булычёва не особо-то и люблю - слишком многое упростили), а всего лишь ещё одна экранизация цикла об Алисе Селезнёвой. Но народ-то жаждал увидеть именно что продолжение "Третьей планеты". И слегка разочаровался.
Но не я. Впечатления от мультфильма у меня смешанные. С одной стороны, снято с величайшей любовью к первоисточнику и вниманием к мелким деталям: в первые же минуты можно, например, заметить тигрокрыса и склисса. С другой, он, первоисточник - откровенно проходная повесть, в отличие от "Путешествия Алисы", по которому и сняли "Тайну третьей планеты". С третьей, много визуальных образов, понятных только взрослым: чужая планета очень уж похожа на СССР. С четвёртой, зачем-то натолкали на фиг не нужных песен. Опять же, "шоп были" или за ради хронометража? С пятой, рисовка хорошая, и снято очень динамично. Старались люди.
В общем, хоть режьте меня, но твёрдые четыре балла мультику ставлю. Кабы выкинуть оттуда всё ненужное - было бы пять.
"Ку! Кин-дза-дза" (2013)
Очень особый случай: мультипликационный ремейк популярного советского фильма, сделанный тем же режиссёром - Георгием Данелией (я проверил: фамилия склоняется).
Сюжет абсолютно тот же самый, с той разницей, что "дядя Вова" теперь известный виолончелист, а вместо Гедевана Александровича - мальчик Толик. Собственно, отличия от первоисточника настолько минимальны, что невольно возникает традиционный уже вопрос: "На фига, а главное - зачем?!"
Казалось бы: ну, не сказали ничего нового - и что? Главное - что хотя бы ничего не испортили. Ан нет. Есть тут один принципиально важный момент.
Советская "Кин-дза-дза" была злой сатирой на западное общество. Всё, что показали в фильме, было там. А теперь оно здесь. Милиционеры стали эцилопами... то есть полицейскими, цветовая дифференциация штанов вполне себе процветает, телевизионные новости настоятельно рекомендуют пацакам надеть намордники и радоваться...
Глядя мультфильм "Ку! Кин-дза-дза", так и хочется спросить: "Над кем смеётесь, господа?"
Если вдруг забыл какие-то интересные мульт-ремейки - попрошу напомнить мне в комментариях!