В лучшем фильме года по версии премии Oscar “Земля кочевников” (Nomadland) можно заметить необычный продакт плейсмент: несколько сцен сняты на настоящем складе компании Amazon в США. Но это не скрытая реклама, а попытка создать реалистичную, почти документальную ленту, как результат - три Оскара, в том числе за лучшую режиссуру.
*product placement или дословно “размещение продукции” — приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, ТВ шоу, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, в визуальном искусстве имеет реальный коммерческий аналог.
Дважды в начале и в конце фильма мы видим вывеску на Amazon на входе в здание, герои одеты в униформу с логотипом компании. По сюжету главная героиня Ферн устраивается под Рождество на сезонную работу в Amazon. Если углубиться в настроение киноленты, то понятно, что бренд Амазон за такой продакт плейсмент вряд ли заплатил и даже удивительно, как рискнул согласовать.
В интервью TheWrap оператор фильма Joshua James Richards сказал, что продюсер просто написала хорошее письмо в Амазон с запросом на сьемки и получила одобрение. “Fran wrote a nice letter to Amazon to ask them if we could do it, and they said yes. It’s great that we show Fern working in an actual Amazon packaging place.”
Фильм драматический, героиня - глубоко несчастный человек. Не самые позитивные ассоциации для бренда. Вы же не хотели бы, чтобы ваши новогодние покупки на складе интернет-магазина упаковывал какой-то бедолага? Мы обычно об этом и не задумываемся. Но команде фильма “Земля кочевников” удалось сгладить этот момент - показать, как героиня сфокусирована на задачах, как ответственно выполняет свою рутинную работу, как бы тяжело ей не было на душе. Можно не переживать, в коробку положат что надо, все рождественские покупки дойдут адресатам.
Нам показывают другую сторону работы в корпорации: одинокий погруженный в себя кочевник здесь перевоплощается в участника коллектива - вот тут с коллегой поздоровался, там ответил на шутку, здесь на митинге взбодрились, вот ты уже улыбаешь и уважаешь свою работу. Амазон здесь представлен не как жесткая корпорация, а как компания, где каждый находит что-то для себя - например, дружный коллектив. Когда героиню спрашивают, любит ли она свою работу, она не говорит, что нет, а отвечает “да, платят отличные деньги”. По крайней мере в оригинальном фильме это звучало что-то типа: “yes, great money”. То есть ценит, а любит-не любит это не важно, да и понятно, как можно любить работу на конвейере. Но этот ответ - еще одна копилка в образ бренда американского гиганта - мы как бы понимаем, что корпорация платит своим сотрудникам достойные деньги, спасает вот таких людей, а не только зарабатывает на всех нас. Мы видим, кто эти люди, которые упаковывают наши покупки - они ценят свою работу. “Мне нужна работа, я люблю работать”,- говорит героиня на одном из собеседований.
В реальности у Amazon действительно существует программа CamperForce, которая предоставляет живущим в автофургонах и кочевым путешественникам возможности трудоустройства на складах компании.
Работа героини на сборочной линии Amazon - не предел мечтаний. Когда мы видим ближе к концу фильма, что круг замкнулся, прошел год, снова идет снег, снова героиня едет на сезонную работу в распределительный центр - мы ей сочувствуем. Нам хотелось бы, чтобы что-то изменилось в ее жизни. С другой стороны, нам показывали, насколько тяжелы были другие ее временные работы - грузить овощи, чистить толчки в кемпинге, отдирать кухню в ресторане, что на фоне всего этого Амазон кажется самой большой удачей. Еще и yes, great money. Все познается в сравнении: если вначале мы сочувствовали скучной работе на упаковке заказов, то после более близкого знакомства с героиней и ее опытом, нам кажется, что все не так уж плохо.
После выхода фильма именно момент участия Амазона в роли себя самого вызвал особую критику: одни говорят, что тяжёлые условия труда на ритейл-гиганта слишком приукрашены, другие находят в ленте осуждение американских корпораций в лице Амазона.
Оператор фильма Джошуа Джеймс Ричардс рассказывает, что задача была показать сам факт работы в подобной компании, Амазон со своей стороны всячески способствовал комфортным съёмкам на его территории, потому что его представители знакомы с книгой, которая легла в основу сюжета, и понимали, фильм - о людях, а не о корпорации.
“They were totally accommodating, and Fran did real work, taping up boxes while we were there. They had read the book and they pretty much knew what we were doing with the film. I think they knew it wasn’t a film about them. It’s about the people. It’s a weird argument to say that the movie is making a big critical statement. I mean, we simply show Fern working there. We also show a Ford Econoline as well, but I don’t think we’re making a big critical statement about Ford. Obviously, you can find politics in anything.”