Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

"F-35. Ошибка ценой в триллион долларов"? Почему Пентагон просит денег на новую программу по замене истребителей 4 поколения.

Фото Bloomberg
Фото Bloomberg

Многоцелевой стелс-самолёт Ф-35 "Молния-2" американской фирмы Локхид-Мартин, который должен был заменить парк истребителей ВВС США (USAF) "четвертого поколения", начали разрабатывать ещё на заре нынешнего тысячелетия. Но даже сейчас, спустя два десятка лет после старта программы "Единого ударного истребителя" (JSF) и довольно крупной серии, этот малозаметный истребитель-бомбардировщик и его возможность гарантированно превосходить современные машины потенциального противника, вызывают больше вопросов, чем ответов. В последние месяцы в западной военной периодике вышло сразу несколько разгромных статей, где "Молнию-2" довольно откровенно смешивают с грязью и называют "провалом ценой в триллион долларов". И речь не о диванных специалистах и популярных военных блогерах, а о тех людях, которые напрямую влияют на выделение средств на актуальные оружейные проекты. Дэн Грейзер, ведущий аналитик комитета правительства США по надзору за реализацией военных программ, этой весной открыто заявил Forbes, что - цитата: "F-35 остается во всех официальных смыслах не более чем чрезвычайно дорогим прототипом".

Фото Forbes
Фото Forbes

Он констатировал, что создатели самолета за 14 лет так и не предоставили необходимых имитиационных программ, которые могли бы смоделировать поведение Ф-35 в реальном бою. Все существующие симуляторы, где "стелс" выигрывает воздушные бои с разгромным счётом, имеют слишком много вольных допусков и не учитывают растущие возможности техники потенциального противника, под которым имеются в виду Россия и Китай. Однако, опасность для "Молнии-2" несут не только современные зарубежные истребители, но и он сам. В 2019 году выявили 871 конструктивный недостаток самолёта, а за прошедший год было исправлено всего два из них. Десять дефектов "стелса" относятся к категории "1", то есть : "могут привести к смерти, тяжелым травмам или тяжелым профессиональным заболеваниям пилотов и к потере или серьезному повреждению системы оружия и критически ограничивают возможности самолёта". Все эти недостатки были заложены ещё на конструктивном уровне, когда пожелания военных сильно превышали технологические возможности и теперь исправить их представляется фактически непосильной задачей.

Фото Forbes
Фото Forbes

Кроме того, в конце прошлого года Пентагон признал глубоко ошибочной автоматизированную программу ("облачный сервис") технического обслуживания и поставки запчастей для Ф-35 (ALIS) и вынужден был отказаться от неё после шести лет активной эксплуатации. Эта программа обошлась налогоплательщикам в несколько миллиардов долларов,а в итоге была признана не только бесполезной, но и вредоносной.

Руководство американских ВВС попыталось оправдаться и выпустило несколько статей в защиту суперсовременной машины, указывая, что все заявленные причины ничто иное, как "болезни роста". Но в правительственных кругах растет только недовольство. Да и лётное командование уже очевидно теряет терпение. Сначала был сформирован заказ на большую партию пятидесятилетних ветеранов воздушных войн F-15, модернизированных по программе EX. В начале 2021 года стали просачиваться слухи, что военные требуют создания нового перспективного проекта по замене более чем тысячи F-16, чей лётный и конструктивный ресурс фактически исчерпан.

Фото с портала War-is-Borning
Фото с портала War-is-Borning

"Руководители ВВС США в начале 2021 года почти признали то, о чем критики говорили в течение многих лет: "стелс" F-35 стоимостью 100 миллионов долларов, который Lockheed Martin строит как будущее наших ВВС, слишком дорог и ненадежен для ежедневного использования.После 20 лет мучительной разработки, проблемы истребителя-невидимки стали настолько серьезными, что всё чаще озвучивается идея запуска новой программы по созданию более дешевого и надежного истребителя". Дэвид Экс, военный аналитик журнала Forbes

Интересно, как после таких откровений чувствуют себя страны, вложившие в разработку "Молнии-2" огромные средства? Турки, из-за санкций потерявшие право на получение Ф-35, скорее всего, облегченно вздохнули, легко отделавшись всего одним миллиардом долларов. У остальных натовских союзников и покупателей Ф-35, похоже, просто нет выбора. Программа "Единого ударного истребителя" долгое время не имела альтернативы. Она преподносилась как большая привилегия для участников Североатлантического альянса и доверенных военных партнеров США, а теперь грозит стать безразмерной "чёрной дырой" для их военного бюджета.

Фото Bloomberg
Фото Bloomberg

Материал Кирилла Деева. Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!