Найти в Дзене
Ак-Итиль

Нападение в казанской гимназии. Социологический и онтологический анализ

Много размышлений экспертов, как это стало возможным, кто виноват и что делать. В основном анализ касается технической или политической стороны вопроса. Что нужно ужесточать охрану в школах, вести мониторинг соцсетей и т.д. Я попробую оценить складывающийся анамнез как социолог: можно ли было предотвратить расстрел в школе, что подвигло юношу на это преступление. Первый вопрос, думаю, больше риторический. И связан со вторым, поскольку касается генезиса события. Я больше склоняюсь к тому, что перед нами клинический случай: у парня, скорее всего, значительные отклонения в психике, которые могут быть связаны с органическим заболеванием или иметь психосоматическую природу. Ну, или и то, и другое вместе. В материалах часто упоминается, что казанский стрелок был тихим и замкнутым учеником, что не давало поводов бить тревогу и подозревать в нем маньяка. Но это точка зрения обычного обывателя. Специалист же должен был в данном случае насторожиться, поскольку имелись признаки социальной деза

С начала освещения теракта в Казани у меня были две версии, исходя из крупиц поступавшей информации: нападение организованной группой в составе двух и более человек. Атака одиночки. Последняя версия стала теперь официальной.

Много размышлений экспертов, как это стало возможным, кто виноват и что делать. В основном анализ касается технической или политической стороны вопроса. Что нужно ужесточать охрану в школах, вести мониторинг соцсетей и т.д. Я попробую оценить складывающийся анамнез как социолог: можно ли было предотвратить расстрел в школе, что подвигло юношу на это преступление.

Первый вопрос, думаю, больше риторический. И связан со вторым, поскольку касается генезиса события. Я больше склоняюсь к тому, что перед нами клинический случай: у парня, скорее всего, значительные отклонения в психике, которые могут быть связаны с органическим заболеванием или иметь психосоматическую природу. Ну, или и то, и другое вместе.

В материалах часто упоминается, что казанский стрелок был тихим и замкнутым учеником, что не давало поводов бить тревогу и подозревать в нем маньяка. Но это точка зрения обычного обывателя. Специалист же должен был в данном случае насторожиться, поскольку имелись признаки социальной дезадаптации учащегося. И это был тревожный сигнал, природу которого необходимо было выяснять.

Искать причины и корни: может, влияла ситуация в семье, или мальчик пережил какое-то насилие дома, возможно, он подвергался буллингу в школе, находился в длительной психотравмирующей ситуации. Может, у него органическое поражение мозга, что требует медикаментозного вмешательства. В общем, нужно было предметно изучать этот случай. Но это в идеальном случае, когда имелась бы эффективная и квалифицированная психологическая служба, ответственно выполняющая свою работу на индивидуальном уровне. В условиях обычной российской школы, когда в штате сидит некий психолог с неясным уровнем компетенции, и он должен работать с сотнями или тысячью детей, его деятельность часто становится формальностью. Как об этом и говорят бывшие одноклассники казанского "стрелка". Пришла раз в два года, провела тестирование в классе и до свидания. Эффективность от такой работы близка к нулю.

Много писал о необходимости создания в России сильной и современной системы оказания социально-психологической помощи населению, развития психиатрических служб, но это все пока лишь на уровне несбыточных мечтаний. Хотя случившаяся трагедия лишнее тому подтверждение.

Что касается социологического ракурса. Конечно, одним из факторов произошедшего стала происходящая трансформация общества: изменение роли семьи, ослабление социальной направленности государства, когда на гуманитарную, социальную сферу внимание и средства распределяются по остаточному принципу. Это напрямую отражается на сфере образования, которая теряет воспитательную функцию и превращается в рынок оказания образовательных услуг. Т.е. происходит дегуманизация и коммерциализация образования, со всеми вытекающими последствиями.

В целом, как много об этом говорил ранее, в обществе катастрофически снижается уровень эмпатии, возрастает агрессия и атомизация людей. Идет активный процесс маргинализации молодого поколения, с заменой и трансформацией традиционных духовных ценностей. Скажем, вот этот казанский стрелок является этническим татарином, но что в нем осталось от татарской культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей его народа? Практически ничего, перед нами продукт деструкции традиционалистского общества, от которого осталось лишь ФИО и внешний облик, но внутренне содержимое полностью фрагментировано и перемешано с усвоенными извне ценностными установками.

Можно ли как-то остановить этот процесс? Это проблема не местного, а глобального уровня. Человечество только сейчас начинает понимать опасность расчеловечивания и деструкции традиционных сообществ в условиях глобализации и цифровизации цивилизационного развития. Это вот та обратная сторона парадигмы датаизма, которой пытаются обозначить современное этап развития человечества.

Мне кажется, нужно понимать основные векторы цивилизационного развития, и вносить туда необходимые коррективы в сторону гуманизации прогресса. Это сохранение традиционных духовных и культурных ценностей, примат нравственных императивов, гуманизация, приоритетное развитие социальной составляющей во всех государственных и общечеловеческих проектах.

Казанский "стрелок" взялся за оружие, возомнив себя "Богом". Фактически он возвел в абсолют тот мейнстрим, что культивируется в современном потребительском обществе, где эгоцентризм, эгалитарность провозглашается главным императивом. Отсюда его высказывания про "биомусор" и самоуничтожение, поскольку такой крайний индивидуализм губителен по своей сути.

Разрушение останавливается созиданием, огонь гасится водой. Противопоставить агрессивному эгоизму и ненависти можно только любовь, как не банально это прозвучит. Но все вечные истины банальны, от этого они не перестают быть истинами.

Нравится

Комментировать

Поделиться