Несколько раз читатели приводили мне в пример «Бульдозерную выставку» как фиаско авангардного искусства в Советском Союзе. Так ли это было? Давайте обратимся к фактам.
Немного фактов
Художественный поиск в Советском Союзе был ограничен вдвойне: тематикой и манерой. Никакие метафоры и абстракции не приветствовались, искусство должно было помогать жить и строить. Так называемый социалистический реализм, целью которого, по словам Максима Горького, было
непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества...
В эту концепцию вписывались далеко не все художники.
Мастера, выходившие за рамки этого художественного метода, подвергались критике и гонениям, поэтому неофициальные художники объединялись. Так, например, возникла Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Художники, входящие в эту группу, собирались в бараке вблизи железнодорожной станции Лианозово.
Идея сделать выставку на открытом воздухе принадлежала молодым художникам Виталию Комару и Александра Меламиду. Поначалу возникла смелая идея устроить экспозицию прямо на Красной площади, но впоследствии от неё отказались и перенесли действо на окраину — в Беляево. Организацию взяли на себя более опытные деятели неофициального искусства — идейный вдохновитель Лианозовской группы Оскар Рабин и коллекционер Александр Глейзер.
Само название выставка получила постфактум: оно и понятно, ведь никто не ожидал такой жёсткой расправы. Разрешение на действо не дали, но и запрета не последовало, поскольку не существовало законодательной базы относительно мероприятий на свежем воздухе. Так как письменного отказа не было, художники решили осуществить свою идею, и 15 сентября 1974 года на Беляевский пустырь вышли около двадцати участников, их родственники, друзья, а также специально приглашённые дипломаты и журналисты западных информационных агентств.
Как осенний просмотр превратился в «Бульдозерную выставку»
На пустыре в обозначенный час моросил дождь. Художников встретили люди в одежде рабочих и техника с саженцами. Выглядело всё как воскресник, проводить который мешала намеченная выставка.
Собралась изрядная толпа и художников, и зрителей, но ощущение было уже тревожным. Стояли бульдозеры, стояли грузовики с торчащими из кузова саженцами, а всем собравшихся было объявлено какими-то людьми в штатском, что на условленном месте именно в этот день и вас запланирована посадка деревьев. Тут же, конечно, стали раздавать я шутки о двусмысленности слова «посадка».
Художник Виталий Комар
Выставка длилась всего несколько минут, некоторые художники даже не успели распаковать свои работы. Экспозиция была смята бульдозерами, а людей разогнали водомётами. На пустыре работали около сотни милиционеров в штатском, многих участников арестовали, впоследствии прошли суды, где художникам и журналистам присудили штрафы, а некоторых даже лишили гражданства.
Обвиняли в основном в хулиганстве, употреблении нецензурных выражений и вмешательству в проведение воскресника.
— Товарищ судья, — ответил я с превеликим смирением. — Судите меня по чести, по совести и по закону. Я вам доверяю.
Наступило неловкое молчание. Несколько личностей, которые сидели на стульях вдоль стен, да и сама судья отлично понимали, что я валяю ваньку, однако, возразить ничего не смогли. Судья тяжело вздохнула и с сожалением сказала, что я заслуживаю если не трёх лет, то уж, во всяком случае, не меньше пятнадцати суток. После чего она приговорила меня к штрафу в двадцать рублей.
Художник Оскар Рабин, из книги «Три жизни»
Итоги
Выставка получила широкий резонанс в зарубежной прессе, и наши неофициальные художники прославились на весь мир. Сразу после этого они направили коллективную просьбу в Кремль об открытии новой выставки с пожеланием дать указания милиции защитить её от хулиганов.
Советская власть пошла на уступки и разрешила провести подобную выставку в Измайловском парке двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Советские граждане оказались дружелюбно настроены к экспозиции, выставка длилась четыре часа и была впоследствии названа «советским вудстоком». Так художники-нонконформисты ценой своего изгнания отстояли право любого творца на контакт со зрителем.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Самая лучшая и самая худшая картины по мнению русского народа