Найти тему
Мой православный мир

Как научиться слышать Бога и смириться со страданиями, объясняет священник

Как научиться слышать Бога, батюшка?

Господь о таких вещах говорит так: «по плодам их узнаете их». Не торопиться с выводами, Господь не обидится, если мы перепроверим. Перепроверим не потому, что мы не верим, а потому что боимся сами обмануться, зная какие мы слабые, малоопытные.

Вот, например, сегодня у меня спрашивали- они молодая пара, 6 лет в браке, детей нет. Они говорят- мы молимся уже год, просим о детях, а деток нет. Я их спросил: «Вот вы родите, а что будете дальше делать? Будете молиться?». «А зачем? Мы уже получили своё, поблагодарим Бога и всё». «Нет, миленькие мои, родив ребёнка, вы на себя такой груз поднимите! Его нужно воспитать правильно». Они удивились. Я их не осуждаю, они молодые ещё, просто не думали об этом, но вот поэтому и не даёт Бог детей пока. Они пока не готовы. Родить они готовы, а вот воспитывать нет. А ведь это самое главное. Родить душу для ада, а тело для червяков? Это что за подвиг? Какая похвала? Родить для вечности, для Бога, для радости, для правды - это надо воспитать. Вот плоды.

Вот мы живём, в жизни к чему-то стремимся, а себя спросить: а зачем мне это? Вот ещё приведу пример из Лествицы святого Иоанна Лествичника. Этот великий святой узнал, что в одном из монастырей один из братьев стяжал дар молчания, он всё время молчит. И святой Иоанн пошёл в этот скит и работая вместе с братьями наблюдал за монахом. Он видел, что тот даже и не слушает других, т.е. молчит не только языком, но и умом. Можно же молчать, а ушами слушать и умом участвовать в разговорах, а этот нет. И выдался момент. Когда они остались одни святой Иоанн подошёл к нему и спросил: «брат, открой уста, прошу, расскажи, как тебе удаётся так молчать?». И брат ответил: «А с кем тут говорить? С этими псами что ли?».

То есть видите, как он молчит и почему? А нет ему достойных для разговора, как он считает. Вот спасительно его молчание было? В погибель конечно, форма фарисейства. Поэтому почаще спрашивать себя: я вот хочу получить от Господа то или то? Я хочу жить с Господом для какой цели?

Вот хочу в монастырь пойти, чтобы в миру с этими псами грешниками не общаться. Клейма на некоторых ставить негде, а я другой. Я к своим пошёл, к ангелам от вас. Поэтому смотрим на побудительные причины того, что мы хотим.

Ещё вопрос: как смириться со страданиями? Когда в жизни появляются страдания, то у меня появляется гнев, желание мстить, злорадствовать. В таком состоянии я ещё больше грешу, чем при спокойной жизни.

Я бы добавил не при спокойной жизни, а при сверх сытой и жирной жизни тоже начинают творить разное. Тут посмотреть нужно на Христа, сравнить себя с ним, ведь Он сказал: мой ученик мне да подражает. Вот смотрю на Него и на себя и вздыхаю- мы так не похожи, я на него совсем не похож. И тогда гордость сразу исчезает. Чем мне гордиться? Этой красной тряпкой (речь об облачении священника)? Она меня святым не делает. Что у меня в душе? Там тоже гордиться нечем- там только слезами умываться день и ночь. Поэтому, если взгляд направлен на Христа всё время, то смирение как следствие само придёт. И тогда богатство или бедность, слава или хула, успех или неудача будет действовать одинаково. Мы и раздражаться не будем и гордиться не будем.

Вот это важно. Важно не на обстоятельства жизни обращать внимание, они вторичны, а на Господа смотреть Иисуса Христа и взирая на него, помнить только одно – я должен быть как Он. Но при этом видя разницу видеть и как любит меня Господь, поэтому никогда не отчаиваться. Видеть свои дела и не отчаиваться, видя любовь Господа к нам. И на этой неуловимой грани между отчаянием и не отчаянием, отчаянием и надеждой, совершать своё спасение.