Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Городские татары в месяц Рамазан: как они жили больше 100 лет назад?

Оглавление

Вот и завершился священный для мусульман месяц Рамазан.

Выдающийся татарский богослов начала ХХ века Муса Бигиев отмечал: "самым большим благом в тридцати днях поста, приходящегося на все сезоны года, является обретение человеком владычества над своими желаниями и стремлениями, господство его воли над другими силами".

Как же проживали месяц Рамазан наши предки больше 100 лет назад, особенно в городах? Итак, что делали во время мусульманского поста татары?

1. Создавали особые условия для бедных

Уже в XIX веке наметились разные вариации образа жизни татар-мусульман. И если до этого религия и связанная с ней обрядность выполнялась ими по умолчанию, то в этот период развивающаяся урбанизация (и в том числе пролетаризация) и развитие анонимности в городах способствовали изменению повседневности татар. Проживание в рабочих слободах, в том числе смешанных, и будни в фабрично-заводской среде сказывалось и на мировоззрении, и поведении мусульман.

Иногда хозяева-фабриканты сами заботились о религиозности своих рабочих. Это мечеть в "Раджаб" в Казани. Она была построена на рубеже XIX-XX вв. на средства семьи Алафузовых, владельцев одноименного фабрично-заводского комплекса. Они были православными греками, и очень трепетно относились к религиозным нуждам представителей других конфессий. Фото: https://suqir.livejournal.com
Иногда хозяева-фабриканты сами заботились о религиозности своих рабочих. Это мечеть в "Раджаб" в Казани. Она была построена на рубеже XIX-XX вв. на средства семьи Алафузовых, владельцев одноименного фабрично-заводского комплекса. Они были православными греками, и очень трепетно относились к религиозным нуждам представителей других конфессий. Фото: https://suqir.livejournal.com
В 1890-е годы казанские богатые мусульмане попытались взять под контроль жизнь своих бедных единоверцев, хотя бы во время Рамазана.

Они организовывали для городской бедноты отдельные мусульманские ночлежные дома. В 1895 году таковые были открыты на Сенной площади и в Дрябловском доме, напротив Толкучего рынка (недалеко от совр. улиц Профсоюзной и Чернышевского), при мусульманской чайной и столовой. Делалось это для того, чтобы оградить мусульман от христиан, т.к. считалось, что в приютах среди русских бедные татары тоже перестают соблюдать уразу (мусульманский пост). А единоверческая атмосфера создавала и единство повседневного уклада.

2. Прекращали петь и танцевать

Повседневная жизнь во время Рамазана в Волго-Уральском регионе (так же и в Центральной России) и где-нибудь в Средней Азии в XIX - начале XX века имела свои отличия. Мусульмане по-разному проводили время после ифтара. В Средней Азии после заката начиналось веселье, игры на музыкальных инструментах и т.д., а на берегах Волги и на Урале предпочитали проводить время в тихих молитвах.

Труднее всего приходилось татарским артистам.

Поэтому как только наступал Рамазан, они отправлялись на гастроли в Туркестан, т.к. на родине в это время никто не ходил ни на их концерты, ни на спектакли. Иногда приходилось на время мусульманского поста даже распускать труппу. Несмотря на большее количество театралов именно в городах Европейской части России, в месяц Рамазан гастроли там никогда не окупались. Такие были нравы.

3. Требовали специальные условия для бизнеса

Петь и плясать, конечно, татары Волго-Уральского региона во время Рамазана прекращали, а вот ифтары хотели проводить без особых ограничений. И желательно в мусульманских столовых и чайных. Может быть, ифтары плавно перетекали и в сухуры (утренний прием пищи).

Фото: https://kazan.bezformata.com
Фото: https://kazan.bezformata.com
Например, в 1909 году в Уфе один из татарских предпринимателей Ш. Абдуллин добился для своей мусульманской столовой особого режима работы.

Муниципальные власти разрешили ему во время Рамазана "производить торговлю с 5 часов вечера до 3-х утра", т.к. мусульмане "могут принимать пищу от захода солнца до восхода". Это правило было распространено на все мусульманские заведения общепита города Уфы. Гласные (депутаты) местной думы внесли специальные изменения в торговые правила.

  • В современной татарской повседневности месяц Рамазан вновь становится важной составляющей не только частной, но и общественной жизни. Многочисленные ифтары, коллективные бдения в мечетях, благотворительное движение показывают возрождение добрых традиций прошлого.

И снова обратимся к словам татарского философа, богослова Мусы Бигиева из его классического труда "Озын көннәрдә рузә" ("Пост в длинные дни") 1910 года:

"Человек, который, испытывая голод, привык своей волей воздерживаться от еды, а испытывая жажду, - от питья, конечно же, никогда не совершит запретных поступков, измены, мелочных хитростей. Капризы такого человека и порывы его плоти никогда не выйдут за границы чистоты и истины, он всегда останется в границах дозволенного шариатом. Иными словами, преследуемое законами всех небесных религий благо полностью достигается посредством поста".

Ураза-бәйрәм мөбарәк булсын!

Читайте также:

Месяц Рамазан в истории татар: революция, война и ураза

О мечети "Раджаб" или как греки построили мечеть в Казани