Найти тему

О чём нам рассказывают сегодняшние фильмы о войне.

Оглавление
Кадр из фильма "Штрафбат"
Кадр из фильма "Штрафбат"

Я не кинокритик, просто молчать об этом больше нет сил. Современные режиссёры и сценаристы предлагают к просмотру фильмы по сценариям, в которых имеет место всё, кроме правды о войне. С завидной регулярностью они штампуют фильмы о Великой Отечественной войне, не задумываясь о том, о чем они хотят рассказать далеко от правды той войны. И регулярно главными антигероями в них являются сотрудники особых отделов, а потом СМЕРШа. Примеров тому масса: «Штрафбат», «Диверсант», «Московская сага», «Дети Арбата», «Курсанты», «Благословите женщину» и т. д. Их число множится с каждым годом. Становится страшно смотреть фильмы! А какую пакость преподнесут для главного героя сотрудники НКВД (особого отдела или СМЕРШа). По закону жанра они либо отсиживаются по тылам (охраняя заключённых - сплошь невинно осужденных), либо в заградительном отряде, расстреливающем из пулемётов и автоматов безоружных (или с «одной винтовкой на троих» красноармейцев). И главное - эти фильмы широко анонсируются, показывают в лучшее время и естественно собирает огромную зрительскую аудиторию. Нет ни одного фильма о войне, где бы не повторялись мифы о «кровавых» чекистах (особистах, энкавэдэшниках, смершевцах). Жестокие и трусливые люди в сине-малиновых фуражках представлены как заплечных дел мастера, выбивающие зубы у честных офицеров (красноармейцев).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Невольно задаешься вопросом, а где же сотрудники особых отделов, пресекающие паникерство, разоблачающие диверсантов, организующие радиоигры с противником? Даже в фильме «СМЕРШ» присутствуют люди в форме НКВД. Трудно поверить, что сценаристы и режиссеры не знали о том, что сотрудники особых отделов а потом и СМЕРШа представляли собой военную контрразведку ВЧК – ГПУ – ОГПУ - НКВД и КГБ СССР. Свою историю особые отделы ведут с 19 декабря 1918 года, когда был создан Особый отдел ВЧК при СНК РСФСР, ставший в последствии Днем военного контрразведчика. 3 февраля 1941 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) «О передаче Особого отдела из НКВД СССР в ведение Наркомата обороны и Наркомата Военно-морского флота СССР», Особый отдел ГУГБ НКВД СССР ликвидировался, а вместо него создавались третьи управления НКО и НК ВМФ соответственно. В НКВД остался свой 3-й отдел, который выполнял контрразведовательные функции только в войсках и органах НКВД. После введения персональных званий осенью 1935 года вопрос по форме одежды возник и у руководителей НКВД. В нормативных документах чётко отмечалось, что сотрудникам особых органов ГУГБ НКВД «присвоено обмундирование частей ими обслуживающихся», в нем же содержалось несколько странное условие: «… причем со знаками различия ГУГБ». 23 мая 1936 года было принято Положение об особых органах ГУГБ НКВД СССР, согласно которому сотрудникам особых отделов корпусов, флотов, особых отделений дивизий, бригад, укрепрайонов, флотилий, а также отдельным оперработникам, прикреплённым к частям и учреждениям РККА, устанавливалась форма одежды и знаки различия военно-политического состава соответствующих родов войск согласно присвоенным им специальным званиям органов госбезопасности. Таким образом, особисты при форме политсостава рода войск, к которому принадлежала часть ими обслуживаемая, стали иметь как бы два звания - собственно присвоенное специальное звание ГБ и звание, по которому их знали в части (напр. майор ГБ — бригадный комиссар). Так было до 1941 года, когда военная контрразведка на короткое время перешла в ведение Наркомата обороны. В мае-июле 1941 года сотрудников особых отделов начали аттестовывать в званиях политсостава. После возвращения военной контрразведки в состав НКВД (с августа 1941 года - Управление особых отделов НКВД СССР) особистов вновь принялись переаттестовывть на спецзвания ГБ. На форме одежды, однако, эти переаттестации никак не отразились. Так что никаких сине-малиновых фуражек в начале Великой Отечественной войны не было, а были политработники, выполняющие функции особых отделов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

19 апреля 1943 года на базе Управления особых отделов НКВД СССР было создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» с передачей его в ведение НКО СССР. Бывшие особисты перешли в подчинение Наркома обороны. В связи с этим им были присвоены общеармейские звания и без приставки «государственной безопасности» в персональном звании. 3 мая 1946 года ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР были реорганизованы снова в ОО МГБ.

Уже 22 июня 1941 года была принята директива 3-го Управления НКО СССР № 34794. В ней главной задачей чекистов в действующей армии и военных контрразведчиков определялось выявление агентуры немецких разведорганов и антисоветских элементов в РККА. Предписывалось «форсировать работу по созданию резидентур и обеспечению их запасными резидентами», не допускать разглашения военнослужащими военной тайны, причем особое внимание следовало обращать на работников штабов и узлов связи.

Военные контрразведчики постоянно рисковали жизнью не меньше находящихся на передовой бойцов и командиров Красной Армии. Рядовые сотрудники (оперуполномоченные, обслуживающие воинские подразделения) фактически действовали автономно. Вместе с бойцами они сначала сражались на границе, а потом стремительно отступали. В случае гибели или тяжелого ранения командира подразделения контрразведчик должен был не только заменить военачальника, но и при необходимости поднять бойцов в атаку. При этом они продолжали выполнять свой профессиональный долг - боролись с дезертирами, паникерами, вражеской агентурой, стремительно заполнявшей прифронтовую зону. Война для многих из них началась с первых часов войны, так что особистам приходилось рассчитывать только на себя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А чем обычно заняты чекисты в кино? Да фактически они воевать нормальным офицерам и солдатам мешают! В результате просмотра подобных фильмов у подрастающего поколения, которое книг не читает (особенно мемуары), складывается ощущение, что армия победила вопреки высшему руководству страны и «карательным» органам. Глядишь, если бы под ногами не путались представители НКВД и СМЕРШа, могли и раньше победить. Практически за каждым решением командира любого уровня стояло решение особиста, а потом смершевца. Получается, что Победа в Великой Отечественной войне достигнута вопреки органов НКВД в сине-малиновых фуражках! Какие там пехотинцы, артиллеристы, лётчики, танкисты и моряки! Вся армия, флот и партизаны – сплошь сотрудники «органов». Вот так и никак иначе! Фильм «Топор. 1943» не обошел вниманием эту тему: мордобой Родина, потом командира дивизии. И снова – сине-малиновые фуражки.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И всё это иначе, как искажением истории, принижением значения подвига советского народа в самой кровопролитной войне ХХ века это назвать нельзя! Большей частью это происходит за счет средств государственного бюджета и охватывает огромную аудиторию. Почему-то чиновники от Министерства культуры не спешат вмешиваться в процесс оболванивания подрастающего поколения, да и вообще населения страны, всевозможными мифами и контролировать расходование бюджетных средств. Где наши законы, призывы бороться с фальсификацией истории? Наверное, пора на государственном уровне наладить контроль за производством фильмов о войне, исторических деятелях и т.д. на всех этапах подготовки их к съемкам и выпуску в прокат. Если хотите – установить жесткую цензуру. Единственным нормальным фильмом о роли «Смерша» в войне стал фильм Михаила Пташука «В августе 44-го…», снятый по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе 44-го)».

Приятного прочтения.

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать, поставьте лайк и подпишитесь. Пишите отзывы.