Найти тему

Животрепещущая история «Дугласа», который рухнул в 1947 году и был найден спустя 70 лет

В конце весны, накануне и после Дня победы я невольно еще больше задумываюсь о том, какие разные у людей судьбы и через что им приходится проходить, оставаясь стойкими и жизнерадостными.

Но судьбы свои не только у людей, а еще и у самолётов.

Порой мы узнаём детали историй о них уже спустя десятилетия. Как произошло с американским самолётом «Дуглас» С-47, который в рамках ленд-лиза передали вооружённым силам Советского Союза.

C-47 Skytrain. — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года, построено около 10 тыс. машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.
C-47 Skytrain. — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года, построено около 10 тыс. машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.

Известно, что 23 апреля 1947 года самолёт отправился в Красноярск. На его борту было 30 человек, из них — 2 пилота, бортмеханик и радист, остальные — пассажиры, среди которых числились осуждённые.

На днях я писал о том, что есть бесполётные зоны, среди них — те, в которых летать опасно из-за непредсказуемых погодных условий. «Дуглас» С-47 попал в так называемый снежный заряд, которые случаются за Полярным кругом. Пишут, что даже опытные командиры ведут судно в таких условиях вслепую. Никто не застрахован от того, что откажет двигатель, даже если пилот всё делает правильно. Так и вышло. Спустя несколько часов отказали два мотора, из-за чего надо было экстренно совершить посадку. Чудом удалось посадить самолёт на обледеневшее болото так, что люди выжили.

Самолет Douglas C-47 в тундре, 2007 год. Фото: Русское географическое общество
Самолет Douglas C-47 в тундре, 2007 год. Фото: Русское географическое общество

Но оказалось, что за время полёта разрядилась рация.

Миновало трое суток, а людей поблизости не было. Картина такая — распластанный в тундре самолёт и 30 человек без какой-то связи с внешним миром. Капитан принял решение вместе с бортмехаником, радистом и шестью пассажирами отправиться на поиски подмоги. Сколько им предстояло идти, никто не знал. Но если бы не этот поход, спастись никому не удалось бы.

На борту капитан предусмотрительно оставил надпись. Благодаря ней даже спустя годы можно было понять, что произошло с судном и почему он совершил посадку.

Надписи на обшивке самолета. Фото: Русское географическое общество 
Фото: Мария ЛЕНЦ
Надписи на обшивке самолета. Фото: Русское географическое общество Фото: Мария ЛЕНЦ

Оставшиеся у самолёта люди всячески старались экономно расходовать продукты, ведь они не знали, как долго им там находиться и вообще увидят ли когда-то цивилизацию. Всё это в снегопад и на пустыре.

Так продолжалось 19 дней.

Тем временем пропавший самолёт, конечно же искали. Жена радиста достучалась даже до Сталина и получила ответ на телеграмму, в котором говорилось, что лучшие лётчики СССР отправились искать судно.

Люди уже были в отчаянии и, собрав остатки еды, пошли в неизвестность, туда, куда больше двух недель назад ушли командир и компания.

Где-то спустя 30 км они услышали гул мотора, и второй пилот сообразил выстрелить в воздух из ракетницы, которая у него была. Сигнал услышала команда спасателей 11 мая 1947 года.

Самолёт вывозить не стали, он там пролежал 70 лет, эвакуировали его только в период с 2016 по 2017 год.

Подготовка самолета к транспортировке. Фото: Русское географическое общество
Подготовка самолета к транспортировке. Фото: Русское географическое общество

Останки командира корабля Максима Тюрикова нашли спустя 6 лет после трагедии. Радист, бортмеханик и шесть пассажиров признаны пропавшими без вести.

Позже, на месте, где долгие годы оставался самолёт, возвели мемориальную доску. А надписи на судне стали летописью об отваге и силе духа людей.

На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.
На месте вынужденной посадки участники международной экспедиции «Дуглас ждет!» установили памятник с мемориальной доской, повествующей о трагических событиях 70-летней давности.

Даже в суровых условиях и тотальной неизвестности они отмечали 1 мая, а 11 мая большими буквами написали на крыле самолёта: «Мы спасены». Попробуйте представить, что они в тот момент ощущали.

Надпись на обшивке самолета 11 мая, когда экипаж и пассажиров спасли. 
Фото: Мария ЛЕНЦ
Надпись на обшивке самолета 11 мая, когда экипаж и пассажиров спасли. Фото: Мария ЛЕНЦ

Меня эта история впечатлила до глубины души. Если вы тоже испытываете сильные чувства после прочтения, поставьте лайк в знак солидарности.

А если вы тоже увлечены темой авиации, вам понравится эта подборка материалов.

Читайте также:

✈️Часы-крылья DC-3 и MiG-15 — самые неординарные модели ламповых ретро-часов

✈️Просим совета по новым часам в виде крыла самолёта

✈️Как получилось, что над Тибетом не летают самолёты

#самолёты #Дуглас #авиация #лётчики #героизм #стойкость #вера