Найти в Дзене

Педагогика Монтессори - "помоги мне сделать это самому"

Оглавление
автор фото: https://pixabay.com/ru/users/feeloona-694250/
автор фото: https://pixabay.com/ru/users/feeloona-694250/

Педагогика Монтессори – это методика самостоятельного развития ребенка в специально подготовленной среде. Ее основной принцип – принятие природы ребенка.

Эту методику основала более 100 лет назад Мария Монтессори – итальянский врач и педагог. В результате своих наблюдений она пришла к выводу, что образование – это естественный процесс развития ребенка, а учитель – только помощник в этом процессе.

«Помоги мне это сделать самому» - на этом принципе базируется обучение детей.

Роль взрослого – понять, чем интересуется ребенок и обеспечить его всем, чтобы он развивался и прошел свой собственный путь.

Согласно этой методике, дети учатся каждый в своем темпе, где нет соревновательного момента.

Принципы методики

- Уважение. Выбор вида деятельности - за ребенком. Каждый занимается тем, что ему нравится. Нет принуждения к чему-то.

- Помещение поделено на зоны: естествознание, практическая жизнь, сенсорная, языковая, математическая.

- Взрослый – помощник, который должен заинтересовывать ребенка, не навязывая своего мнения.

- Взаимопомощь и сотрудничество. Старшие дети учат и помогают младшим.

- Самостоятельность – все решения принимает ребенок.

- Без критики и запретов, с правом на ошибку. Нет оценок, наказаний, поощрений и сравнения с другими.

- Развитие мелкой моторики и 5 чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. Благодаря им развивается мозг, речь, внимание, память.

- Все предметы располагаются таким образом, чтобы ребенку было удобно их взять и убрать на место. Пособия в одном экземпляре, чтобы дети договаривались между собой.

- Приучение к порядку. Взял – после занятий положить на место.

- Разный возраст детей в одной группе.

- Игрушки должны быть простыми и понятными для детей, многофункциональность и пестрая раскраска будет отвлекать ребенка.

Роль педагога

Педагог ни в коем случае не навязывает ребенку свое мнение.

Он следит за действиями ребенка, после чего, по просьбе ребенка, показывает, как справляться с заданием.

В дальнейшем ребенок сам продолжает занятия, находя новые способы применения материала, при этом он может совершать ошибки и делать новые открытия.

По мнению основательницы методики, вмешательство взрослого может помешать ребенку двигаться в нужном направлении.

Таким образом ребенок развивается сам, а педагог помогает систематизировать то, что уже есть в ребенке.

Сензитивные периоды

Мария Монтессори считала, что развитие ребенка проходит в несколько этапов, в течении которых необходимо дать ребенку возможность развить определенные навыки, характерные именно для этого периода. Тогда усвоение информации и обучение будет проходить максимально легко.

0-3 года – легко обучается порядку

1-4 года – развитие координации движений

0-5,5 лет – сенсорное развитие

1,5-5,5 лет – мелкая моторика

0-6 лет – развитие речи

2,5-6 лет – развитие социальных навыков

Обучающие зоны

В процессе обучения ребенок сам выбирают комфортную для него зону.

Зона естествознания – знакомство с окружающим миром, природой, культурой.

Практическая жизнь – обучение бытовым навыкам посредством обычных предметов, которые встречаются дома (мытье посуды, уборка, стирка, работа на кухне, уход за животными и растениями и др.). Здесь развивается моторика и концентрация внимания.

Сенсорная зона – различать предметы по их признакам (вес, размер, цвет и др.). При этом развиваются тактильные ощущения, слух, зрение, обоняние, внимание, память.

Языковая зона – материалы для обучения чтению и письму.

Математическая зона – с помощью материалов ребенок учится воспринимать количество и считать.

Мебель в обучающих пространствах легкая, которая при движении издает шум. Это сделано специально для того, чтобы ребенок научился уважать других, не издавая шума, и не отвлекая детей от их занятий. Таким образом ребенок учится ценить чувства других.

Преимущества

Обучение проходит легко, каждый ребенок занимается в своем темпе, в свое удовольствие.

Нет соревновательного момента.

Дети учатся самостоятельности, они сами могут организовать свое время.

Открывается заложенный природой потенциал.

Детям легко даются бытовые навыки.

Недостатки

- Мало внимания творчеству.

- Нет подвижных и ролевых игр.

- Впоследствии ребенку трудно привыкнуть к дисциплине в обычных школах/детсадах.

- Из-за индивидуальных занятий дети не учатся дружить.

- Дорогостоящие материалы для занятий.

Кому не подойдет

- Творческим детям необходимы будут дополнительные занятия.

- Подвижным и активным детям будет трудно приспособиться.

- Стеснительные дети могут еще больше замкнуться.

- Авторитарным родителям, которые не готовы к самостоятельности детей.

Монтессори – дома

Развивающую среду для занятий можно создать и самим дома – просто разрешить ребенку учувствовать в повседневных делах семьи.

В качестве обучающих материалов можно использовать привычные предметы: бусины, мешочки, пазлы, кухонные принадлежности, конструкторы и др.

В настоящее время в продаже существует большой выбор Монтессори-материалов, также можно самостоятельно изготовить различные рамочки и модули.

Главное – следить за ребенком и не давать ему использовать предметы, которыми он может пораниться.

Родитель должен быть наблюдателем. Не просто оставить ребенка заниматься тем, что ему нравится, а осмысленно наблюдать за ним.

Помогать только, если ребенок сам об этом попросит.

Анализируя все, что делает ребенок, можно определить его склонности. Определив интересы ребенка, можно дополнить пространство предметами, которые ему будут интересны.