Давайте сразу дадим «спойлер» и скажем, о ком и о чем идет речь. Возможно, среди читателей есть кто-то, кому не дороги эти имена. Поэтому не будем в манере Дзена тянуть интригу до конца, удерживая читателя на канале.
Речь о том, что в 70-е и 80-е годы на юго-западной окраине Ленинграда в самых обычных домах, близко друг к другу проживало три человека, которые оказали огромное влияние на нас. Это Александр Демьяненко, Михаил Жванецкий и Виктор Цой (в порядке алфавита).
Мы говорим и думаем их словами. Мы смотрели тогда и сейчас иногда смотрим на мир их глазами. В 80-е годы их можно было встретить в продовольственном магазине по соседству, на остановке. Кому-то посчастливилось ехать с ними в лифте или выносить мусор.
Конечно, в это же время в Кировском и Красносельском районах Ленинграда жили и другие замечательные люди. Если вы уверены, что они не менее скромны и велики, чем герои нашей заметки, пишите в комментариях.
Так где же жили герои нашей заметки, и какая судьба занесла их в спальные районы нашей окраины?
Александр Демьяненко
В 80-е годы жил народный (без всяких кавычек и заглавных букв) артист в доме по адресу ул. Тамбасова, д. 30 корп. 2. Причем пока по незнакомым широкой общественности причинам, он успел пожить в двух разных подъездах (парадных) этого дома.
Знаменитый «Шурик» родился в 1937 году в Свердловске и уже в юности решил стать артистом. После окончания ГИТИСа в 1959 г. начал работать в московском театре Маяковского. Но Александра Сергеевича манило кино. Через три года он оказался в Ленинграде и практически до конца своей жизни он проработал на одной киностудии – «Ленфильм».
Так случилось, что он стал заложником одной роли – «Шурика». Другие его работы в кино открываются только сегодня, когда есть возможность устроить себе домашнюю ретроспективу менее известных фильмов с его участием. В них Демьяненко предстает в дорогом ему амплуа простого интеллигентного человека, оказывающегося в драматических обстоятельствах: сомневающегося, верящего, не сдающегося. В общем-то таким же драматическим, насквозь ленинградским персонажем, если, не смеясь, пересмотреть гайдаевские комедии , предстает и сам Шурик. Может, в этом как раз магия самой легендарной его роли.
А еще Демьяненко, по всеобщему признанию, был гением дубляжа, над которым работал как раз на любимом «Ленфильме». Его голосом говорили с советских экранов Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро и даже Арнольд Шварценеггер. Его же голосом переозвучивали иногда и знаменитых советских актеров. Причем это были не только прибалты Банионис и Будрайтис, но и не замеченные в акценте Андрей Миронов, Михаил Светин, Юрий Визбор, Николай Гринько и многие другие.
На первых порах в Ленинграде еще малоизвестный артист жил на Омской ул., 10, затем на Бронницкой ул., 17. Одна из ленфильмовских площадок находилась в Сосновой поляне. Возможно по этой причине, уже всенародно любимый «Шурик» переехал в кооперативный дом на ул. Тамбасова, д. 30 корп. 2.
Здесь он прожил достаточно долго. Лишь к 90-м годам он перебрался в центр города в дом по адресу ул. Маяковского, 15. Там он оставался вплоть до ухода из жизни в 1999 году.
Михаил Жванецкий
Великий сатирик за свою жизнь менял не только адреса, но и города. Родился в 1934 году в Одессе. После войны стал «инженером-механиком подъёмно-транспортного оборудования портов» и работал в Одесском же порту.
В 1964 году Аркадий Райкин, познакомившись с его монологами в исполнении Романа Карцева, пригласил портовика-сатирика в Ленинградский театр миниатюр. Через пять лет Жванецкий, Карцев и Ильченко ушли от Райкина, чтобы начать самостоятельную творческую жизнь.
С тех пор жизнь Михаила Михайловича растянулась на оси Ленинград-Москва-Одесса.
Как раз Аркадий Райкин и выхлопотал для молодого сатирика однокомнатную квартиру в Ульянке по адресу ул. Стойкости, 19. Получилось так, что она стала гонораром за работу с Аркадием Исааковичем. Жванецкий ушел от Райкина почти сразу после получения квартиры. В ней писатель-сатирик прожил с 1969 по 1982 год.
В его холостяцком гнезде побывала вся ленинградская артистическая богема. В то время это была окраина города, и Жванецкий шутил, что в Ульянке слышен лай московских собак. На его квартире вероятно были сделаны некоторые магнитофонные записи его миниатюр, ходившие потом по всей стране.
Виктор Цой
Что мы можем нового рассказать про Цоя, когда он про нас всё давно спел?…
Можем лишь добавить, что он не собирался стать музыкантом или певцом, а просто жил, работал и пел. Виктор Цой родился в 1962 году в Ленинграде и всю жизнь прожил в городе на Неве, лишь уезжая на гастроли (одни из которых стали последними).
Детство его связано c Московским районом. Семья инженера Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны проживала в знаменитом «генеральском (адмиральском) доме» (или «доме с шпилем») на Московском пр., 190.
Но уже бурная молодость забрасывает будущего музыканта на юго-западную окраину. Не доучившись в «Серовском училище», он идет на «резчика по дереву» в СГПТУ-61 (ул. Стойкости, д. 30 корп. 2), где проучился с 1979 по 1982 год и получил диплом. В 80-е годы он с женой Марианной поселяется в обычном доме-«корабле» по адресу пр. Ветеранов, 99.
Сохранилась знаменитая любительская съемка, где Виктор Цой со своей женой Марианной и ребенком в коляске гуляет на фоне берез в парке Александрино. Этот адрес стал его последним. Примечательно, что неподалеку на ул. Чекистов, 44 жил бас-гитарист группы «Кино» Игорь Тихомиров.
Не так давно у станции метро «Проспект Ветеранов» появился памятник легенде русского рока, хотя первоначально его планировали установить как раз в парке Александрино.
Память
Сейчас инициативная группа жителей Ульянки начала работу по официальному увековечению мест проживания этих замечательных людей. Первая на очереди – памятная доска на ул. Стойкости, 19.
Для таблички выбрана замечательная цитата Михал-Михалыча:
«Мое любимое, главное место не центр, а Ульянка. Там как-то очень много неба, и, когда я там жил, стояла цистерна с пивом. Вот небесный свод, цистерна, и от всех домов-коробок с утра к этой цистерне сходятся люди. Это для меня Ленинград. Ну еще, конечно, театры и женщины, питерские, отсыревшие, добрые»
Мемориальная доска будет изготовлена из чёрного габбро-диабаз. По удивительному стечению обстоятельств за изготовление доски взялся руководитель мастерской Олег Бернацкий, который учился мастерству работы с камнем в том самом СГПТУ-61 (где учился Цой), а сам проживает в «доме Жванецкого» на Стойкости, 19.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL