Раньше я часто проводила акции на фотосессии под разными предлогами. То на 8 марта, то в честь своего дня рождения, то в честь какого-нибудь другого праздника. Чтобы сделать скидку на свои услуги всегда можно найти повод. Для чего люди, выполняющие услуги на самом деле делают эти скидки?
Для себя я нашла две причины, почему я делала скидки:
- Я хочу больше заработать в короткий период времени;
- У меня трудности с финансами и я хочу больше заработать в короткий период времени;
- Я хочу отблагодарить человека за что-то;
- Человек или заказчик мне просто нравится и я хочу сделать ему приятное.
Но на данный момент я понимаю, что теперь не хочу делать скидки и ниже рассказываю почему.
Обесценивание труда
Когда у меня просят скидку или я делаю ее по собственному желанию, я обесцениваю свой труд. Я создаю впечатление, что раз я могу провести фотосессию за более низкую цену, значит на самом деле я оцениваю себя ниже и стоимость на мои услуги завышена.
Нечестная игра
Иногда мне приходят такие сообщения: “Здравствуйте. Мы хотим у вас заказать фотосессию, но нам дорого. Вы можете сделать нам скидку?”
То есть получается, что я выполняю услугу - раз, иду на уступку, снижая цену - два. Взамен я вроде бы тоже получаю деньги - раз и лояльность - два. Но как показывает практика, те, кто однажды попросил скидку и воспользовался добротой, попросит скидку или дополнительную услугу еще раз. То есть я все время иду на уступки, а что получаю взамен? И я понимаю, что всегда кому-то мои услуги могут быть дороги - это всегда было и будет.
Если мне что-то дорого, то я либо распределяю свой бюджет так, чтобы найти возможность, либо обращаюсь к другому специалисту, у которого цена ниже. Но я точно знаю, что если я обратила внимание на специалиста, у которого услуги стоят дорого, относительно моего кармана - это значит, что это действительно качественный продукт, который стоит своих денег.
И стоит признать, что понятие "дорого" - относительно. Потому что если для меня что-то дорого, то это всего лишь значит, что я не могу себе это позволить. А не то, что цена на этот продукт завышена. Потому что всегда будут те, кто может себе позволить то, что для меня "дорого". Поэтому лучше я буду стремиться к тому, чтобы я могла себе это позволить, чем говорить, что это дорого.
Нет ничего особенного
Человек, который делает скидки очень сильно похож на того, кто больше ничем не может заинтересовать своего клиента, как ценой. Каждый день я вижу рекламу: “Фотосессия со скидкой; 50% скидка на фотосессию; скидка! Дешевле! Еще больше скидок!”. Такое ощущение, будто эти фотографы соревнуются между собой, у кого дешевле. Поэтому лучше снимать красиво, интересно и показывать свои работы, тогда будет спрос, желающие заказать съемку именно у этого фотографа и заплатить именно эту цену.
Да и я знаю по себе, что когда я вижу скидки, я всегда задаюсь вопросом: "Если все так красиво, качественно и круто, то почему тогда скидка?", как-будто чувствую подвох. Вот и я не хочу вызывать такое чувство у своих клиентов.
Стоимость съемки у меня и у других фотографов
Индивидуальная фотосессия у меня стоит 5000р/час. И знаете, это не самая высокая цена по рынку. Я бы даже сказала - это низкая цена и среди фотографов с опытом, как у меня и портфолио таких цен уже нет.
И разброс цен на портретную фотосессию варьируется от 2000/час до 80000/час. Да, вы не ошиблись, когда прочитали: ”восемьдесят тысяч час” - есть и такие цены, например, в Москве. А я уже не поднимала свои цены около 3 лет, поэтому в ближайшее время я планирую это сделать.
Что делать, если клиент хочет скидку, а фотограф не хочет ее делать, но и не хочет терять клиента? (применимо к любой услуге)
Предложить что-то убрать из списка услуг по этой цене. Например, снимать меньше времени или отдать меньшее количество фото.
У меня была такая ситуация со знакомой, которая написала мне: “ Я хочу у тебя фотосессию, но я не могу заплатить тебе 4500 за съемку (тогда у меня была такая цена за 1,5 часа съемки), у меня есть только 3000р, ты можешь провести съемку за эту цену?” Я конечно была ошарашена таким предложением, но нашла решение. Я написала: “Могу, но фотографии отдам без ретуши, только подкорректирую цвет”. Она наверно тоже не ожидала таких условий, может быть думала, что раз мы знакомые, то я соглашусь на эти условия. В итоге съемку мы не провели, потому что она хотела фотографии с ретушью кожи, а меня такой вариант не устраивал. В любом случае я пыталась решить ситуацию в пользу человека, но коммуникация не случилась.
Потому что те, кто хочет “подешевле”, чаще всего имеют больше всего ожиданий и требований, чем те, кто готов заплатить за труд.
Так что теперь я скидки не делаю. Но иногда бывают люди, которые прям очень импонируют и если я чувствую внутренний ресурс, то они всегда получают от меня бонусы и скидки. Мне такой формат по душе. И знаете, всегда хочется сделать для благодарных клиентов что-то большее, чем обещала, потому что та обратная связь, которую я получаю от таких людей - это очень ценно.
Как вы относитесь к скидкам? Чувствуете подвох или смело пользуетесь скидками? Может быть вы выполняете тоже какие-то услуги и делаете/не делате скидки? Поделитесь своим мнением! Буду рада лайку этой статье!