Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня выкладываю заключительную часть статьи о видах коррекционных школ, их методах и программах обучения, о которых я подробно рассказываю и разбираю в своих статьях. Первые две статьи можно прочитать здесь:

Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 1)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ7 мая 2021
Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 2)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ10 мая 2021

Сегодня поговорим о том, где учатся дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР), аутизм или нарушение интеллекта.

Где обучаются дети с задержкой психического развития?

Детям с ЗПР, среди всех ребятишек, имеющих нарушения развития, приходится тяжелее всего, поскольку на данный момент, коррекционных школ для них практически не осталось, их оптимизировали за «ненадобностью». Теперь они обучаются в обычных, либо (что очень редко) в коррекционных классах в обычной школе.

Постановка диагноза ЗПР означает, что в данный момент психические функции ребёнка развиваются чуть медленнее, чем нужно, и отстают в развитии. Но в отличии от умственной отсталости, это состояние считается полностью обратимым. При правильной коррекционной работе, в процессе обучения и взросления ребенка, он достигает возрастной нормы, т.е. догоняет в развитии своих сверстников. Эта граница "доразвития" психических функций условно находится на уровне возраста 12 лет. Если после этого возраста ребёнок достигает нормы развития, то ЗПР снимается. А если после этого возраста проблемы не исчезают и трудности в обучении остаются или усиливаются, то ЗПР меняется на лёгкую умственную отсталость.

Раньше дети с ЗПР обучались в школах VII вида, где проходили объем начальной школы за 4 или 5 лет, за это время ЗПР корректировалась и приближалась к норме, после чего дети переводились в массовую школу. В настоящее время подобные школы упразднены, и такие дети обучаются либо в классах коррекции в обычной школе (наполняемостью до 12 человек), либо в обычных классах вместе со всеми детьми. При этом должна составляться (говорю «должна», поскольку зачастую учителя её не составляют и обучают ребенка также как и всех остальных) адаптированная программа для этого ребёнка, в которой период начального образования может растягиваться на год, а также проводятся дополнительные коррекционные занятия логопедом и психологом. Обучение таких детей в обычной школе, в классе с 30 детьми, ведет к неуспеваемости ребенка, его неуспешности (ребенок не чувствует, что он успешен), и как следствие, полное отсутствие мотивации к обучению.

Для эффективного обучения детей с ЗПР должны широко применяться наглядные методы - яркие картинки, иллюстрации. Упражнения, направленные на закрепление какого-либо навыка, должны выполняться большее число раз, чем для обычных детей. Но повторение должно быть не механическим, а с изменением условий, изменением игровой ситуации. Именно это будет способствовать закреплению материала, его пониманию, и возможности применить полученные знания в жизни.

Учитывая то, что такие дети быстро устают, им необходима более частая смена видов деятельности на уроке, а также включение динамических пауз (физминуток).
При выполнении практических упражнений (по рисованию или письму) эффективно использовать метод совместных действий, когда взрослый берёт руку ребенка в свою и производит движения его рукой.

Варианты программы для обучения детей с ЗПР:
7.1 - подразумевает, что ребёнок получает образование по тому же учебному плану, что и остальные дети, получает тот же объём знаний в те же сроки обучения (начальная школа - 4 года).
7.2 - срок начального образования продляется на 1 год введением первого дополнительного класса. Вводятся дополнительные индивидуальные и коррекционные занятия (психолог). Продолжительность урока сокращается до 40 минут.

Обе эти программы сейчас должны реализовываться в обычной школе.

Где обучаются дети с нарушением интеллекта?

Раньше школы для детей с нарушением интеллекта назывались школами VIII вида. Теперь, как я уже говорила, вид школы больше не фигурирует в её названии. На мой взгляд, это очень неудобно, и создает путаницу в наименовании и дифференциации школ. Раньше всё было легко и понятно, к примеру: «Специальная коррекционная школа №52 V вида» и сразу ясно, что школа предназначена для обучения ребятишек, имеющих нарушения речи. А сейчас?

Но вернемся к школам для детей с нарушениями интеллекта. Срок обучения в данной школе зависит от варианта программы.

Вариант программы обучения зависит от степени умственной отсталости ребенка. Существует всего 2 варианта программы для детей, имеющих нарушение интеллекта:

1 вариант – для детей с легкой умственной отсталостью. Срок обучения – 9 лет.

2 вариант – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, а также имеющих другие тяжелые нарушения развития. Срок обучения – 12 лет.

Номера программы, такого, как для остальных видов нарушений (например, 2.3, 5.1 или 7.2 ) здесь нет, поскольку существуют разные ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты, для детей с нарушением интеллекта (ФГОС О УО), и детей с другими особенностями развития (ФГОС ОВЗ). Но в последнее время, ПМПК может рекомендовать варианты программы 9.1 и 9.2, какие и являются образовательными программами для детей с умственной отсталостью.

Дети с нарушением интеллекта, за весь период обучения в коррекционной школе, не овладевают содержанием и объемом знаний, которые преподаются в обычной школе.

Так, дети с легкой умственной отсталостью (вариант 1) за 9 лет обучения овладевают примерно 5-летним объемом программы массовой школы. По окончании обучения им выдается свидетельство об обучении с оценками по пройденным предметам. Продолжить обучение такие ребята могут в специализированных училищах (центрах профессионального обучения), где обучают по адаптированным образовательным программам. Могут получить такие профессии, как: столяр (плотник), цветовод, овощевод, штукатур-маляр, швея, каменщик и.т.д.

По сравнению с массовой школой, из программы исключены такие предметы, как алгебра и геометрия (заменены на математику), физика, химия, иностранный язык, обж. Значительно увеличено количество уроков труда. Профильный труд начинается с 5 класса, и количество часов в неделю, отводимое на труд, постепенно увеличивается до 10-12 (к 9 классу).

К детям с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью не предъявляются четкие промежуточные результаты освоения программы, и их обучение опирается исключительно на индивидуальные возможности каждого ребенка. Оценок не предусмотрено. На ребенка пишется СИПР – специальная индивидуальная программа развития, в которую включаются цели и задачи, а также выбираются предметы, которые доступны ребенку, которые он способен освоить на уровне своих возможностей.

В программу школы введены такие предметы, как предметно-практические действия (в начальной школе), где ребятишек учат манипулировать с предметами, развивают у них предметные действия и мелкую моторику, а в старших классах такой предмет, как - социально-бытовая ориентировка, на котором детей учат бытовым навыкам и умению взаимодействовать с окружающим миром.
По окончании обучения, детям выдается свидетельство об обучении, не содержащее оценок по предметам. Если индивидуальные особенности и возможности ребенка позволяют, то он также может продолжить обучение в учреждениях СПО по адаптированным образовательным программам, и получить профессию. Выбор профессии будет зависеть от особенностей ребенка. К примеру, такие профессии, как столяр или швея, будут им недоступны.

Все учителя в данных типах школ должны являться дефектологами-олигофренопедагогами. Также с детьми проводятся коррекционные занятия с логопедом и психологом.

Главными задачами школы являются максимальная коррекция недостатков развития и социальная адаптация ребенка. Для детей с легкой умственной отсталостью – также обучение начальным профессиональным навыкам и подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни.

Сейчас, дети с легкой умственной отсталостью часто попадают в обычные школы, где не получают той коррекции и тех доступных знаний, в которых нуждаются. А также, заканчивая обычную школу, дети не овладевают начальными профессиональными навыками, попросту говоря это время становится для них потерянным, ведь в училища и вузы они поступить не смогут. О том, что получается, когда дети с нарушением интеллекта обучаются в обычной школе, я подробно писала здесь:

Можно ли обучать ребенка с нарушением интеллекта в массовой школе? Об инклюзии
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ25 апреля 2021
-2

И мы с вами не поговорили о детях с РАС (с аутизмом). Где же они учатся? Дело в том, что коррекционных школ, для детей с РАС нет, и никогда не было. Такие ребята, если они не имеют нарушений интеллекта, обучаются в обычной школе по программе 8.1 (в те же сроки, что и остальные дети) или 8.2 (увеличивается срок обучения в начальной школе). Чтобы ребенку с РАС было комфортнее обучаться - положено выделять тьютора. Правда, к сожалению, сейчас это делается далеко не везде, и зачастую родители сами сидят с ребенком на уроках. Что, конечно же, неправильно, но другого выхода обычно нет.

Если ребенок с РАС имеет нарушение интеллекта, то его направляют в коррекционную школу для детей с нарушениями интеллекта, где они обучаются по программе 8.3 (РАС и легкая умственная отсталость) или 8.4 (РАС и более тяжелые формы умственной отсталости). Фактически, ребята, обучающиеся по программе 8.3, осваивают 1 вариант программы этой школы (смотрите выше), а 8.4 осваивают 2 вариант. Ребятам с РАС, по закону, в коррекционной школе также положен тьютор, который прописывается в заключении ПМПК. Но беда опять же в том, что детей с РАС в коррекционной школе много, а тьютор в лучшем случае - один на всю школу, который просто физически не может оказать качественную помощь каждому нуждающемуся ребенку.

Еще хочется сказать о том, что в соответствии с ФГОС, детей с РАС в классе (я говорю сейчас о коррекционной школе) не должно быть больше 2, иначе учитель с ними не справится (это при условии тьютора). Теперь представьте такую картину, что в первый класс коррекционной школы набирают ребят, 9 человек - с легкой умственной отсталостью. И из этих 9 - 8 имеют РАС и нарушения поведения. В другой класс набирают 7 человек (умеренная и тяжелая умственная отсталость), в класс на занятия ходит пятеро - и четверо из них имеют РАС. А еще помним о том, что у ребят помимо РАС - серьезное нарушение интеллекта и полевое поведение (отсутствие целенаправленной деятельности). Как вы думаете, возможно при таком раскладе проводить хоть сколько-нибудь полезные и эффективные занятия, учитывая, что на классе один педагог, и многие дети проявляют нежелательное поведение по отношению к сверстникам и занятиям в целом? И это не мои выдумки, это реальная ситуация, которая имеет место в коррекционных школах.

Мои статьи, на похожие темы:

Ребёнок закончил коррекционную школу – куда поступать? Какие документы нужны при поступлении? Вопросы и ответы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ19 декабря 2021
На что обратить внимание при выборе коррекционной школы
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ28 июля 2022
Минусы коррекционных школ-интернатов
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ8 августа 2022
Может ли выпускник коррекционной школы получить аттестат (со свидетельством об обучении)?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ30 сентября 2022

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru