Найти тему

"Зеркало ведьм"

О зеркалах не писал, наверное, только ленивый. Зеркала прочно вошли в нашу жизнь. Однако есть один особый вид магического зеркала, который имеет долгую и интересную традицию: так называемый "глаз ведьмы".

Это круглое, выпуклое зеркало, передающее всеобъемлющее отражение комнаты, в которой оно размещено: из-за изогнутой поверхности изображение в нем искажается, как при использовании широкоугольного объектива - искажение, называемое на фотографическом жаргоне "бочкой". Называемые также "зеркалами банкиров", они использовались с 14-го века менялами и ювелирами, чтобы лучше следить за своим магазином. Однако только двести лет спустя, в интерьерах буржуазных домов в Северной Европе, эти зеркала обрели свою судьбу; роскошь, которая стала доступной многим в XIX веке, когда их начали производить в промышленных масштабах.

В центре суеверий и магических верований эти зеркала считались своего рода "третьим глазом", способным присматривать за слугами, когда хозяина нет дома; и все же их ценность была символом статуса, они были драгоценными и востребованными предметами. Зеркала висели на видном месте, часто в роскошных рамах и в окружении других зеркал меньшего размера. В основном их использовали для наблюдения, позже их стали применять для того, чтобы дать свет интерьерам, отражая лампы или окна, настолько, что со временем люди стали украшать их позолоченными деревянными лучами, как будто они были своего рода собственным солнцем, освещающим дом. По этой причине из инструментов наблюдения они постепенно превратились в талисманы, благосклонные глаза, защищающие семью.

«Miroir de sorcière» (Фото из открытого источника)
«Miroir de sorcière» (Фото из открытого источника)

«Miroir de sorcière» появляется на нескольких картинах фламандских мастеров, например, на знаменитом "Портрете господина и госпожи Арнольфини" Яна ван Эйка. Здесь зеркало впервые используется как средство пробить "четвертую стену", то есть показать в перспективе ту часть сцены, которая обычно невидима; Ван Эйк делает зеркало христианским символом чистоты, демонстрирующим священные узы брака (свидетели отражаются в нем), многие другие художники использовали подобные трюки, чтобы включить себя в портрет, придать дополнительную точку обзора своей картине, увековечить окружающую красоту.

Среди художников, которые включали эти зеркала в свои картины, можно вспомнить Квентина Метсиса, Петруса Кристуса, Пармиджанино, Караваджо, но этот список был бы слишком длинным.

Сегодня эти предметы, богатые историей и тайнами, снова живут в мастерской Стефано Колуччио Канестрелли в Венеции, единственной ремесленной мастерской, специализирующейся на производстве выпуклых зеркал, создаваемых вручную владельцем.

Однако, история выпуклых зеркал не закончилась, сегодня мы можем их встретить повсеместно: в магазинах, на улице, в транспорте. Эффект выпуклых зеркал любят дизайнеры и художники. Они используют подобные зеркала для придания своим работам необычных визуальных эффектов.

Благодарю вас за то, что прочитали статью до конца. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Другие статьи на канале:

Дурлиндана: необычная история меча паладина Орландо

Феномен двойника

"Кентервильское привидение" Оскара Уайльда: двухминутное резюме и литературный анализ

Тайны следствия. Найденное тело спровоцировало убийцу на признание, но это оказалась не жертва! Находке 1600 лет

Призраки Антарктиды

Водяной - демон или друг людей? Откуда взялись эти существа?

Призрак Хайльбронна или загадка длиной в 16 лет.