Найти тему

Как правильно хвалить детей и за что нельзя

Все родители мечтают, чтобы их дети выросли уверенными в себе, с адекватной самооценкой. Кажется, если ребенка постоянно хвалить, то мы будем этому способствовать. Вопреки распространенному мнению, вечные «молодец» не мотивируют, а формируют зависимое поведение.

В предыдущей статье мы обратились к исследованиям в области мотивации во главе с экспертом Кэрол Дуэк и выяснили, что похвала негативно влияет на внутреннюю (интринсивную) мотивацию. В последствии это может обернуться неспособностью ребенка играть самостоятельно и проблемами в учебе. Подробнее

Что делать если ребенок уже привык и постоянно ждет от вас комментариев по поводу любого своего действия?

Не игнорируйте, обязательно отметьте, что вы видите и слышите ребенка. Затем переключите его внимание, задайте встречный вопрос: «Я вижу ты построил башню, что тебе в ней нравится больше всего?». Попробуйте и вы заметите, что не обязательно «пичкать» детей однообразными фразами. Со временем с позиции «я построил башню, и мама гордится мной», ребенок переключится на «я построил башню, и я горжусь собой».

Начните с того, чтобы не хвалить ребенка за следующее:

  1. За творчество (рисунки, поделки). Искусство субъективно, а мы не критики – искусствоведы. Когда ребенок с гордостью демонстрирует вам рисунок прокомментируйте его: «Я вижу, ты использовал все цвета радуги» или «О, я вижу большой красный круг. Что это?»
  2. За еду (съел весь суп, попробовал овощи). Съесть свою еду это не подвиг, а если придавать этому слишком много значения, то и до пищевого расстройства недалеко.
  3. За ежедневные дела (убрал за собой тарелку, сложил аккуратно свою одежду). Каждый в семье выполняет эти действия и ребенку больше всего хочется почувствовать себя таким же членом семьи. Обязательно отметьте его старания простым «Спасибо» или конкретизируйте «Спасибо, что убрал за собой тарелку". А можете просто кивнуть и улыбнуться.

Если же ребенок пока не проявляет необходимости одобрения, то не приучайте его. Например, малыш собрал паззл и переключился на другую игру. В каком бы восторге вы не были, не отвлекайте его от нового занятия, чтобы похвалить его труды. Награда от деятельности заключается в самой деятельности. Это и есть внутренняя мотивация, развитие которой очень пригодится в школьные годы.