Казалось бы, ответить на этот вопрос можно парой предложений, но в этой статье мы рассмотрим не только, собственно, пение, но и другие типы вокализации птиц и их функции.
Птицы отличаются от другой высокоразвитой группы животных - млекопитающих - приоритетными способами взаимодействия и общения. Если вторые для этого активно используют обоняние, то пернатые полагаются на акустическую и оптическую сигнализацию (причем часто одновременно). Звуки в жизни птиц играют важнейшую роль, начиная с самого рождения. Они сопровождают их практически в любой ситуации. Поэтому и разнообразие звуковых сигналов очень велико.
Многие звуки птицы воспроизводят неосознанно, "озвучивая" ими какую-либо ситуацию. Например, взлетая, стая куликов издает одинаковые свисты. Если взлет был спровоцирован появлением хищника, звуки могут быть другими, более резкими и громкими. Сигналы тревоги часто понятны не только одному виду, но и другим птицам, обитающим неподалеку. Лесные птицы, заметив ястреба, бьют тревогу. Ко всеобщей панике присоединяются разные виды - сигнал бедствия "интернационален". Причем давно известно, что у больших синиц есть разные звуки тревоги для обозначения хищника, идущего по земле и нападающего сверху.
Попытки систематизировать все разнообразие звуков, издаваемых птицами, принимаются более ста лет. В принципе, несложно выделить разные эмоциональные состояния и ситуации в жизни пернатых - и все вокальные сигналы разделить согласно этому списку. Но на деле оказывается, что "речь" птиц куда сложнее, чем можно подумать. Некоторые фразы могут применяться в самых разных ситуациях, а есть виды, которые вообще используют один-два одинаковых звука (по крайней мере, на человеческий слух) для разных обстоятельств.
В прошлом веке орнитолог В. Сорпе предложил классификацию сигналов. Он выделил сигналы комфорта, бедствия, территориально-защитные, взлетные, пищевые, гнездовые, стайные, агрессивные, тревожные и т.д. С одной стороны, такое количество типов звуков говорит о сложности птичьего "языка", с другой - ставит под сомнение принципиальную возможность строгой классификации сигналов. Многие звуки, как уже было сказано, используются в разных ситуациях, и все зависит от конкретной группы птиц.
На верхней ступени класса Птицы стоит отряд Воробьинообразные. Как раз для них характерен один четко отличающийся от остальных тип вокализации - песня. Это часто очень сложный по структуре сигнал, и всегда видоспецифичный (то есть у каждого вида своя песня). Все остальные звуки, издаваемые птицами, называют позывками; они и несут самые разные функции (сигналы тревоги, общение в стае и т.д.). Зачем же птицам нужна песня?
На этот вопрос пытались ответить с давних времен. Люди давно заметили, что поющая птица обычно не скрывается, а наоборот, - демонстрирует себя, как бы привлекает к себе внимание. При этом часто она определенным образом двигается: расставляет крылья, распушает хвост, передвигается по ветке и т.д. (Как раз в этом наблюдается синтез звуковой и оптической сигнализации). Надеясь, что ее заметит представитель противоположного пола. В этом - одна из ролей, которую играет песня в жизни птиц. Как же самка выбирает себе партнера?
Вероятно, пение самца должно соответствовать определенным требованиям, чтобы он стал избранником какой-нибудь пернатой дамы. В следующей статье мы поговорим о том, как птицы учатся петь, здесь лишь скажем, что громкое и четкое пение, "правильность" слогов свидетельствует о здоровье самца, его зрелости и о хорошей наследственности. Конечно, самка не рассуждает таким образом, но подсознательно стремится выбрать хорошего певца. В пении одного вида различаются географические диалекты, и самка предпочитает пение самцов с ее "родины", игнорируя "чужеземные" варианты этой же песни.
Кстати, самки тоже иногда поют. Тропические виды могут петь наравне с самцами. В умеренных самки обычно не поют (но есть исключения, например, снегири), однако для некоторых птиц характерно так называемое антифональное пение, которое подразумевает одновременное пение самца и самки. При этом их партии различаются и дополняют друг друга. Такое пение характерно для некоторых сов, журавлей и других. Вот крики журавлей, кричит и самка, и самец:
Но после образования пары самец не перестает петь. И здесь проявляется вторая функция песни - защита территории.
Поющий самец как бы сообщает, что эта гнездовая территория занята. Причем некоторые виды прогоняют со своей территории не только представителей своего вида, но и всех остальных (например, обыкновенная горихвостка). Эта функция начинает проявляться с самого начала весеннего пения и совпадать по времени с привлечением самки. То есть для пения птиц характерна полифункциональность. Кроме того, показано, что одна и та же песня в разное время суток может выполнять разные роли по очереди. С течением сезона самец поет все меньше. С рождением и ростом птенцов ослабевает необходимость защиты территории, но растет потребность птенцов в корме - и птицы неустанно ищут корм.
Само различие песен разных видов в их экологии имеет очень большое значение. Самка безошибочно узнает самца по его голосу. Проводились любопытные эксперименты с близкими видами. Так, обыкновенная пищуха и короткопалая пищуха - близкородственные виды, и песни у них похожие. Но у обыкновенной она длиннее и содержит конечную фразу. Самке короткопалой пищухи включили песню обыкновенной, но без конечного фрагмента - и та среагировала. То есть эта самая последняя фраза играет решающую роль в разделении двух видов. Другой пример: очень похожие друг на друга пеночки - весничка и теньковка - имеют совершенно разные песни. Вот весничка:
А вот теньковка:
Но в тех местах, где весничка не встречается, теньковка поет по-другому и ее песня сильно напоминает песню веснички! То есть песня играет важную роль в дивергенции видов. Послушать разные варианты песен этих и других видов можно на сайте xeno-canto.com.
Как было сказано, самец поет часто сидя на видном месте, а то и вовсе в полете. Но ведь при этом певец может стать легкой добычей хищника? Да, это так. Здесь видится рискованный природный компромисс: самка должна услышать (и увидеть) самца, но видит его и хищник. Поэтому поющий самец должен быть всегда начеку.
Полноценная песня есть не у всех, причем даже среди собственно певчих птиц. У не-певчих функцию песни выполняют самые разные звуки. Вот, например, голос коростеля, из-за которого ему дали латинское название Crex crex:
Интересны "песни" сов. О них будет отдельная статья, а вот для примера крики серой неясыти.
Есть птицы, которые используют звуки, издаваемые небиологическим путем. Например, дробь дятлов весной несет функцию защиты территории. Бекасы для "пения" используют крайние рулевые перья хвоста. Совы могут громко щелкать клювом. Аисты издают звуки с помощью клюва и т.д.
Теперь поговорим о позывках - то есть всех остальных звуках, издаваемых птицами, кроме песни. У мелких воробьиных может быть десятки видов издаваемых звуков. У крупных птиц, как правило, звуков в арсенале меньше (а некоторые и вовсе молчаливы - например, аисты). В обычном состоянии птицы используют звуки коммуникации - для общения в стае, например. Гуси, летящие в стае постоянно "переговариваются", и часто мы их сначала слышим, и лишь затем поднимаем голову. Такие звуки играют особенно важную роль при перелетах в ночное время или в тумане.
Очень важными звуками являются те, что используются для коммуникации птенцов и взрослых. Например, в начале июня по окраинам деревень можно слышать тонкий и протяжный писк слетков ушастой совы (c 40 секунды):
Этим звуком птенцы совы, которые уже покинули гнездо, но все еще остаются на попечении родителей, сообщают о своем местонахождении и выпрашивают корм (функция локализации). В этом случае важно, чтобы звук не был "рассеянным", а точно приводил взрослых сов к своим детенышам.
Звуки тревоги, как уже было сказано, "понятны" разным птицам, обитающим вместе. Если, допустим, зяблик обнаружил в лесу сову, то он начнет звонко и часто "пинькать", и услышав этот сигнал, к нему присоединятся другие птицы, они станут беспокойно перелетать с ветки на ветку в поисках угрозы. Обнаружив хищника, множество мелких птиц собираются вместе рядом с хищником, при этом они могут атаковать его, совершая налеты. Такое поведение называется моббингом.
Существуют позывки, обозначающие агрессию. Они особенно часто сопровождаются изменением позы птицы: она, как правило, старается казаться больше, приподнимая перья и расставляя крылья.
Позывки, связанные с пищевым поведением, характерны для птиц, живущих стаями или колониями: если одна особь обнаружит достаточное количество еды, она возвестит об этом остальных громким криком.
Противоположные по характеру эмоционального состояния птицы позывки можно услышать реже: сигналы удовольствия во время ухаживания и, напротив, сигнал бедствия в безнадежной ситуации (например, когда птицу схватил хищник).
В следующей статье поговорим о том, как птицы издают столь красивые и часто очень сложные звуки, как им удается "выучить" свою песню и зачем некоторые из них научились имитировать других птиц или звуки неживой природы.
Спасибо, что дочитали!