Найти тему

Что такое коучинг?

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Коучинг для профессионалов, глава 1.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

Коучинг – это система, состоящая из инструментов, навыков и умений, направленных на развитие людей. Это развитие всегда происходит через общение. Таким общением может быть:

- общение тренера и спортсмена или команды,

- общение родителей и детей,

- общение в процессе обучения,

- и т.д.

Для того, чтобы немного сузить контекст и поставить перед собой в этом канале решаемые задачи, я решил не затрагивать всех вышеперечисленных аспектов, хотя коучинговые навыки и умения могут быть там применены, и с большой пользой. Тем не менее, здесь мы с вами ограничимся двумя ситуациями:

- общение независимого профессионала-коуча со своими клиентами,

- общение руководителя со своими подчиненными

В бизнесе эти две ситуации встречаются наиболее часто. Результатом коучингового общения является развитие, то есть решение текущих задач более эффективно, приобретение навыков решения таких задач самостоятельно, а также повышение осознанности, адаптивности и способности принимать эффективные решения. Все это, как было уже сказано выше, достигается через общение человека, применяющего коучинг и его клиента (либо «внешнего, либо «внутреннего», то есть подчиненного, сотрудника той же компании).

Каков же наиболее привычный способ действий в ситуации, когда перед клиентом стоит определенная задача, а человек, к которому он обращается, стремится помочь ему ее решить? Естественно, дать совет! Это то, что мы все умеем, и делаем почти автоматически. Представьте себе, что происходит в вашей голове, если ваш знакомый рассказывает вам о трудной ситуации, в которой он оказался. Почти наверняка вы начнете создавать в голове варианты решения и, если таковые найдутся, расскажите о них «хозяину» проблемы.

Теперь давайте зададим себе вопрос: а можно ли помочь этому человеку, не давая ему советов и рекомендаций? Проведем линию, один конец которой будет обозначать вариант, когда мы даем совет, рекомендацию или прямое распоряжение (в случае, если ваш собеседник – ваш подчиненный, и у вас есть над ним властные полномочия), а другой конец – тот тип общения, где мы попытаемся воздержаться от директивности:

Директивное и недирективное общение
Директивное и недирективное общение

Если мы поставим себе задачу поддерживать разговор, не давая при этом советов и распоряжений, что нам останется делать? Часто люди чувствуют себя беспомощными в таких ситуациях. Это означает, что они сильно недооценивают две вещи: способность слушать и эмоциональный контакт. И то, и другое получается, когда человек умеет сознательно присутствовать во взаимодействии с другим человеком. Это один из аспектов искусства коучинга.

Но, согласитесь, просто слушать и сохранять контакт не всегда оказывается эффективным. Если наш клиент действительно не знает, что делать в данной ситуации и как решать поставленные перед ним задачи, то, что вы его выслушаете и, быть может, спросите: «и что же вы теперь собираетесь делать?» может оказаться для него бесполезным.

Таким образом, сохраняя условие невозможности давать человеку советы по сути его проблемы, мы снова задаем вопрос: чем мы можем ему помочь? Ответом на этот вопрос, может быть еще одна линия, на этот раз вертикальная:

На чем мы фокусируемся в разговоре с клиентом?
На чем мы фокусируемся в разговоре с клиентом?

То есть мы можем сфокусироваться не на том, в чем заключается проблема, а на том, как наш клиент привык думать и решать проблемы и задачи, и возможно ли сделать этот процесс более эффективным.

Таким образом, у нас может получиться следующая матрица:

Матрица коучинга
Матрица коучинга

Когда мы общаемся директивно и по сути проблемы, заявленной другим человеком, это и означает, что мы даем ему совет или распоряжение. Это наиболее часто встречающийся тип общения в бизнес среде, его эффективность очевидна. Однако, есть у него и минусы. Основных минусов два:

- человек, выполняющий чужой совет, не развивается и не учится

- когда у него возникнет следующая проблема, он снова придет к вам, и вам снова придется тратить на него время и энергию.

Если же мы уходим от директивности, но продолжаем концентрироваться на сути проблемы, нам ничего другого не остается, как слушать, поддерживая контакт. Иногда это оказывается очень эффективным – все мы знаем, что бывают ситуации, когда достаточно рассказать другому человеку и своих трудностях, чтобы найти решение, которое ранее от нас ускользало.

Однако, оказывается есть еще довольно широкое поле возможностей! Мы можем сохранить директивность, но применить ее не к задаче как таковой, а к процессу, через который должен пройти человек, чтобы принятое решение было максимально обдуманным, наиболее эффективным и стратегическим.

И, наконец, если наш собеседник обладает выдающимися способностями, мы можем помочь ему осознать свои способы мышления и принятия решений и найти способы сделать их более эффективными именно для него. Такая работа – очень глубокая, требует серьезных внутренних усилий, но и эффект от нее бывает очень и очень серьезным.

Итак, мы выяснили, что привычный способ общения – советы и рекомендации – являет собой только 25% от всех возможностей общения! Работа в остальных частях матрицы требует особых навыков и умений от людей, называющих себя коучами. Изучению этих навыков, и тому, как их применять для вашей пользы, и посвящен этот канал.

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь:
samolyanov.ru