Колоризация может применяться не только, как художественный прием, но и как инструмент популяризации и пропаганды. Вторая половина XIX века характеризуется страстью к открытиям вообще и в частности, стремлением узнать другие народы, страны, достопримечательности и пейзажи. Эту тягу к познаниям стимулируют экзотические товары, общая мода на все необычайное, колониальная экспансия, увлечение туризмом и многочисленные журналы, в которых все больше становится материалов «с фотографиями». Регулярные фотографические экспедиции, открытие фотоателье в городах, оказавшихся на перекрестках туристических маршрутов, рост индустрии распространения фотографической продукции – все это формирует картину открытого, меняющегося мира. Его многообразие влияет отныне и на экономические интересы, и на общественные настроения, и на международные связи, о чем особенно ярко свидетельствуют всемирные выставки конца века.
В конце XIX – начале XX века вместе с появлением фотографии возрастает интерес к исследовательским экспедициям, а также к фиксации памятников и красивых видов. Многие из этих снимков были раскрашены и продавались в качестве сувениров и открыток. Иногда эта продукция была массовой и «безымянной», но в истории также сохранились имена многих фотографов и ретушеров, что позволяет говорить об авторском взгляде и художественной ценности. Безусловно, сохранившиеся изображения в первую очередь являются документом, свидетельством эпохи. Однако и эту особенность раскрашенных снимков не стоит недооценивать. Порой именно цветная фотография позволяет правильно реконструировать прошлое.
Во время написания статьи была проведена работа с архивами Санкт-Петербургского музея фотографии «Росфото». В результате анализа хранящихся там изображений, были сделаны выводы и предположения о значении и особенностях раскрашивания фотографий конца XIX – начала XX века.
Особый интерес представляет фотографическое наследие Японии. В Японию, закрытую от всяких внешних контактов, фотография не могла проникнуть до 1854 года, а иностранцам не разрешалось работать на ее территории вплоть до 1859-го года. Один норвежец описал в «Новостях фотографии» (Photographic News) восхищение и недоумение японцев, которые рассматривали в 1859 году его фотографические виды, абсолютно не понимая перспективы. Видовые фотографии Японии исполнялись иностранцами и предназначались в основном для западных покупателей. Но и они смогли работать достаточно свободно лишь с 1868 года, после того как император Муцухито поддержал открытие и модернизацию страны.
Загадочная страна Островов с таким отличным от европейского представления бытом и культурой будоражила воображение европейских обывателей. Когда она, наконец, стала доступной (первоначально — для моряков, купцов, дипломатов и миссионеров), японские сувениры завоевали огромную популярность. Европейцы охотно скупали гравюры, веера, зонты, нэцке и, разумеется, фотографии. Фотографические портреты «бидзин-га» (прекрасные женщины), городские и сельские типы, жанровые сцены и даже пейзаж роднят японскую фотографию с гравюрой, а если точнее, с традиционной ксилографией укие-э, которая в этот период была достаточно дешевой и популярной массовой продукцией. Примечательно, что изначально эти гравюры, как и фотография, были черно-белыми, отпечатанными тушью на белой бумаге. Но, благодаря покупательскому спросу, вскоре они окрасились сначала в оранжевый цвет и постепенно стали полихромными. В отличие от ксилографии, фотоснимки не были отягощены деталями, так как создавали их преимущественно итальянские, французские и английские фотографы. Бытовые сценки из повседневной жизни горожан и ремесленников воссоздавались в павильонах в стилизованной, театральной манере.
Хотя ручное раскрашивание фотографий было изобретено в Европе, техника приобрела значительную популярность в Японии, где способ стал признанной и усовершенствованной формой живописи. Раскрашивались фотографии акварелью или анилиновыми красителями.
В 1861 году в Японию отправляется путешественник и один из первых британских фотографов Феличе Беато. Вместе с художником-колористом Чарльзом Виргманом Беато открывает свою фотомастерскую. В студии Беато усовершенствованная техника японских акварелистов и ксилографистов была успешно применена к европейской фотографии, подтверждением чему стала масса раскрашенных студией портретов.
Феличе Беато оказал влияние на целое поколение фотографов, с которыми либо работал сам, либо которые видели его работы, можно перечислить следующих: Джеймс Робертсон, Кусакабе Кимбей, Хьюго Крафт, Раймунд фон Штильфрид, Адольфо Фарсари и другие. В настоящее время его фотографии находятся во многих частных коллекциях и широко представлены во многих всемирно известных музеях.
К последующим исполнителям ручного раскрашивания в Японии присоединилась фирма «Стилфрид и Андерсен», которая выкупила студию Беато в 1877 году и раскрасила многие из его негативов. Австриец Барон Раймунд вон Стилфрид и Ратенитц, обученный японским фотографом и колористом Кусакабе Кимбей, создавали раскрашенные снимки повседневной японской жизни, которые пользовались большой популярностью как сувениры.
Раскрашиванием фотографий занимались также Тамамура Козабуро, Адольфо Фарсари, Учида Куичи, Огава Казумаса и другие мастера. Множество высокохудожественных раскрашенных фотографий продолжали изготавливаться в Японии вплоть до XX столетия.
Как правило, фотоработы этого периода выполнены в технике альбуминовой печати, которая стала первым коммерчески успешным методом печати на обычной бумаге с исходного негатива.3 Сравнивая фотографии жанровых сценок Кусакабе Кимбэя, Огава Кадзумасы и Шиниси Сузуки из архивов музея «Росфото», можно заметить, что цветовая палитра и принцип раскрашивания, используемые колористами, весьма схожи.
Колористы раскрашивают не весь снимок, а лишь отдельные детали, чаще всего предметы одежды, благодаря чему в изображении появляется декоративность. Одежды девушек и окружающая обстановка раскрашены в светло-голубых, бледно-зеленых, розовых и лиловых тонах. Яркие, темнокрасные детали одежды, пояса кимоно контрастно выделяются на светлом фоне.
Невозможно однозначно предположить, с чем связан выбор подобного цветового решения. Нельзя исключать вероятности того, что от времени изначальный оттенок красителей изменился, мог выцвести или наоборот потемнеть. Для ответа на этот вопрос необходимо провести экспертизу. На сегодняшний день благодаря сравнительно-стилистическому анализу можно лишь сделать вывод, что эти колористы использовали одинаковые красители и раскрашивали изображения, руководствуясь общими принципами или шаблонами. Скорее всего это связано с тем, что вышеупомянутые фотографы могли быть знакомы друг с другом, учиться друг у друга или даже работать в одной мастерской.
В архивах музея находится некоторое количество фотографий с жанровыми сценками, сделанными неизвестными авторами. Эти снимки по качеству печати отличаются от работ Кусакабэ Кимбея и оставшихся в истории мастеров. Часто фотоизображения неизвестных авторов тонированы менее аккуратно, как будто в спешке. Цветовая палитра выглядит более «кислотной». Впрочем, такие ядовитые оттенки вновь могут быть результатом искажения под воздействием времени и условий хранения снимков.
В фондах музея «Росфото» также находятся удивительные пейзажи, сделанные неизвестными авторами. В отличие от декоративных жанровых сценок пейзажи выполнены с гораздо большим количеством оттенков и обычно раскрашены полностью. Вероятно, колористы стремились к максимально точному воспроизведению реальности. Цвет в этих снимках проработан более тщательно.
Японскую фотографию и гравюру этого времени сближают не только стилистические особенности, но иногда и технология печати. Например, некоторые альбомы фотографий печатаются в технике шелкографии (Подобный альбом хранится в музее «Росфото»), в результате чего грань между столь разными на первый взгляд видами искусства становится иногда условной.
Раскрашенные фотографии в виде сувенирной продукции существовали не только в Японии. в первой половине XIX века европейские художники попрежнему равняются на Италию, и совсем не удивительно, что в конце 1840-х годов Рим становится центром любительской фотографии. Постепенно во всех крупных итальянских городах и исторических центрах появились свои фотографы-летописцы, которые добивались известности сначала на родине, а затем и за границей.
Если в «Стране восходящего солнца» на фотоснимках чаще встречаются портреты, жанровые сценки и пейзажи, то на европейских открытках фотографы старались запечатлеть памятники архитектуры и городские виды. Эти фотографии также раскрашиваются целиком, но цветовая палитра в них отличается от японской. Самым насыщенным цветом является желтый, в палитре появляется больше охристых оттенков, яркие зеленый и синий цвета. Колористы стараются передать сочные, теплые краски юга. Город на этих снимках кажется чуть-чуть игрушечным, так как весь пестрит хаотичными цветными пятнами. Ретушер явно гонится за большей яркостью, привлекательностью города, а не пытается воспроизвести настоящие цвета.
В альбоме фотографий Венеции из архивов «Росфото» можно найти удивительный снимок ночного города, на котором небо тонировано темной синей краской, а фонари и свет от них едва подкрашены оранжевым. Фотография датируется 1870-ми годами. В это время съемка в темное время суток весьма затруднительна или практически невозможна в связи с техническими ограничениями. Кроме того, «ночной» снимок единственный в альбоме. Можно предположить, что фотография на самом деле была сделана в пасмурный день, а после специально тонирована акварелью или анилиновыми красителями для создания эффекта ночной съемки. Снимок отретуширован очень хорошо, с первого взгляда на него можно даже не догадаться, что он раскрашен, а не воспроизводит реальные цвета. Однако на ближайшем (угловом) фонаре виден штрих, будто у красившего дрогнула рука. Колоризация в данном случае является интересным экспериментом, который мог иметь в свое время как художественный, так и коммерческий успех.
В отечественной истории также можно встретить примеры памятной фотографической продукции. Альбом "Souvenir de Marphino" состоит из фотографий с видами на усадьбу и ее окрестности. Эти фотографии кажутся очень лиричными и даже камерными: по тропинкам парка прогуливаются одинокие незнакомки, а сама усадьба снята не фронтально с наиболее выигрышного ракурса, но находится на втором плане, выглядывая из-за фонтана. Цвет будто подчеркивает размытость снимков, придавая им живописность.
Таким образом, можно сказать, что между раскрашенными туристическими сувенирными фотоснимками есть ряд общих черт. Среди них можно назвать технику печати, используемые красители и непосредственно назначение этих фотографий. Но есть и ряд различий: в разных странах отличаются цветовая палитра, объект съемки и принцип раскрашивания. Колоризованная туристическая фотография и открытка стали своеобразным инструментом для популяризации разных культур и стимулом для совершения путешествий.