Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Названия за окном электрички: Всеволожская - Ладожское озеро

Оглавление

Недавно мы рассказывали об уникальной Ириновской железной дороге, построенной в конце 19-го века бароном Павлом Корфом со своими компаньонами. Строилась она максимально дешево: узкоколейная, однопутная с минимальным количеством станций и разъездов.

Предназначалась узкоколейка для обслуживания торфяных разработок к северу от Петербурга, а также предприятий, которые вырастали вокруг них. Но постепенно она стала способствовать и освоению этих мест столичными дачниками. Чуть позднее дорога получила ответвление на Шлиссельбург, о котором мы уже рассказали. Сегодня после Всеволожской мы «поедем» в, в сторону станции Ладожское озеро. Направление это священно для каждого ленинградца-петербуржца, потому что именно здесь проходила знаменитая Дорога жизни: для поездов и автомобилей.

Романовка

Название его вряд ли связано с династией Романовых, поскольку примерно так он назывался еще в период шведского владычества. Практически единое целое с Романовкой образовывала деревня Губки, поэтому на протяжении двух веков деревня фигурирует под обоими названиями и невозможно понять, где между ними пролегала граница. Но к 1939 году на картах Романовка уверенно и окончательно поглотила Губки.

Попробуйте на этой карте найти границу между Романовкой и Губками :)
Попробуйте на этой карте найти границу между Романовкой и Губками :)

К началу 20-го века в Романовке располагалось правление Рябовской волости а также Рябовское двухклассное училище имени Павла Александровича Всеволожского, подведомственное Министерству народного просвещения.

Сегодня Романовка известна тем, что здесь находится старт 10-километрового отрезка ежегодного зимнего марафона «Дорога жизни». Ежегодно в нем принимается участие более 2000 спортсменов.

Полная дистанция бегового марафона начинается у мемориала Разорванное кольцо и заканчивается у монумента «Цветок жизни» на Ржевке. Длина Дороги жизни – около 44 км примерно совпадает с традиционной длиной марафонской дистанции – 42 километра 195 метров.

Этому ленинградскому марафону более 50 лет. Начало ему положил житель блокадного Ленинграда, советский сверхмарафонец Григорий Колгашкин. В свой день рождения 21 января 1970 года с четырьмя друзьями-ветеранами он совершил первый забег.

С тех пор этот легендарный марафон привлекает все больше участников всех возрастов. Каждый может выбрать для себя посильную дистанцию. Поэтому у забега несколько точек старта, но финиш один – у «Цветка жизни».

Корнево

С появлением в этих местах Ириновской железной дороги не только развивается промышленное производство, но и на волне дачного бума вырастают дачные поселки. Так в 1911 год последняя владелица мызы Рябово Лидия Филипповна Всеволожская вблизи будущей станции Корнево отрезает от родовой усадьбы 91 участок. Так начинается дачная история этого места. Одновременно у станции сформировался и пристанционный поселок.

Мемориал "Катюша" (фото: Valeriy10f)
Мемориал "Катюша" (фото: Valeriy10f)

Название Корнево – историческое, на шведских картах оно встречается как Корнуа или Корнова. До 1942 года деревня была местом компактного проживания ингерманландских финнов.

До 1995 года существовала и деревня с таким названием. Но сейчас она объединена с поселком Романовка. На территории этой деревни находится известный мемориал «Катюша».

Проба

Во времена Ириновской железной дороги эта остановка называлась во множественном числе – Пробы. Сама платформа сейчас кажется необитаемой, но для жизни этих мест Пробы имели большое значение. Именно здесь произошла первая пробная добыча торфа бароном Павлом Леопольдовичем Корфом.

Барон Павел Леопольдович Корф
Барон Павел Леопольдович Корф

Если верить семейному преданию Корфов в 1870 году барон Павел Леопольдович, направляясь в свое Ириновское имение, остановился у кузницы, стоявшей на перекрёстке с дорогой на Лепсари, чтобы подковать лошадь. За время ожидания он вроде как сказал «попробуем здесь сделать деревню». Так прозвучало слово «Проба».

В дальнейшем, действительно, по его указанию построили четыре кирпичных дома, часть дороги замостили камнем, устроили вдоль неё кюветы и посадили берёзы. Деревню заселили бежавшими от голода в Финляндии крестьянами, нарезав им участки среди леса и болот. Об этом напоминает и второе название деревни – Ириновское болото, или просто Болото. Финны называли его «Сепянсуо» – «кузнечное болото».

Финны составляли основное население Пробы вплоть до 1942 года, когда они были подвергнуты переселению.

Рахья

В конце 19-го века, в связи с увеличивающимися потребностями в топливе, барон Корф приобрёл земли в районе деревни Ириновка и создал в непосредственной близости от Санкт-Петербурга производственную топливную базу – фабрику для производства торфяных брикетов. Рядом были и топливные разработки.

В 1892 году в этих местах вырос поселок Торфяное, здесь же появилась и остановка Ириновской узкоколейки. Предназначался поселок для рабочих торфобрикетного завода, основанного бароном Павлом Корфом. В 1905 году на торфяно-брикетном заводе «Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества» трудилось уже 50 человек. Однако через некоторое время производство пришлось заморозить в связи с повышением цен на брикеты. Их стали меньше покупать.

Иван (Юкка) Рахья
Иван (Юкка) Рахья

После революции производство торфяного топлива возродилось и расширилось. В 1923 году поселок переименовали в Рахья. Название звучит как финское. Но оно относительно молодое. Иван Рахья – финский и русский революционер. Активно участвовал в создании Коммунистической партии Финляндии. Однако в августе 1920 году убит своими же соратниками в Петрограде в результате внутрипартийного конфликта. Вместе с Рахьей было убито 7 финских коммунистов. Все они похоронены на Марсовом поле.

Поселок известен и тем, что в 1961 году в нем родился актер и актер Алексей Лыков, известный как милиционер «Казанова» из сериала «Улицы разбитых фонарей», а также сыгравшей много ролей в художественных фильмах.

Ириновка

Происхождение названия родового поместья Корфов, давшей название всей Ириновской железной дороге и конечной станции первой очереди, к которой мы подъезжаем, неизвестно.

Тогда говорили, что Ириной звали жену барона Корфа. Но это точно никак не соответствовало действительности. Поселение называлось Ириновкой как минимум за двадцать лет до прихода в эти места удачливого барона-предпринимателя.

Усадьба Ириновка
Усадьба Ириновка

По одной версии другой барон – Иван Юрьевич Фридрикс в 1773 году купил эти земли у Марфы Захаровны (Сахаровой) и дал название деревне в честь жены Регины-Луизы (Ирины). По другой здесь стояла часовня в честь святой великомученицы Ирины. Обе версии, кстати, не исключают друг друга. Часто храмы и часовни в родовых поместьях освящали в честь небесного покровителя какого-нибудь представителя рода.

На самом деле Ириновка – это далеко не первое имя деревни. В 1580 году она называлась Вирингсланд (согласитесь, немного созвучно Ириновке). Затем ее величали Морьяселка, Ариновка, Ирыновка, и наконец привычная Ириновка.

С 1851 года и вплоть до революции Ириновка принадлежала барону Павлу Корфу и его потомкам. Она стала их родовым гнездом. Здесь Корфы построили храм, школу и усадьбу.

Во время блокады в Ириновке размещался военно-морской госпиталь Ладожской военной флотилии. Преображенский храм, переживший войну, разобрали в 1950е годы. А вот усадьба Корфов сохранилась. Сейчас в ней расположена местная больница.

Борисова Грива

Для происхождения красивого названия Борисова Грива можно придумать, конечно, какую-нибудь легенду про мифического Бориса и его любимого коня. Но «гривой» раньше называлось также невысокая вытянутая пологая возвышенность. На ней и приютилась деревня Борисова.

Фото Никич
Фото Никич

Ириновская железная дорога дотянулась сюда через 4 года после открытия, в 1896 году. Деловые интересы барона Корфа были довольно широки. В частности здесь, в Борисовой Гриве, «Ириновско-Шлиссельбургское промышленное общество» построило стекольный завод. Вокруг него и сложилось поселение. В 1905 году на заводе трудилось 450 человек. Перед революцией здесь действовали также кирпичный и химический заводы, на которых работало еще по сотне рабочих.

После революции рабочая жизнь Борисовой Гривы продолжилась. В 1920-е годы здесь образовалась еврейская молочно-животноводческая коммуна «Евселькооп», позднее преобразованная в колхоз. Рядом выросли два посёлка торфоразработчиков: № 6 и № 7.

Во время войны здесь в доме на улице Широкой находился штаб, обеспечивавший работу Ладожского трубопровода – части «Дороги жизни».

Как это ни странно звучит, но одно из окрестных болот, имеющее лишь номер – 50 – взято под охрану как природный объект.

Ваганово

Название Ваганово, которое вслед за деревней, носит очередная платформа на нашем пути, достаточно распространенное. На северо-западе России десяток населенных пунктов с таким названием. Даже в Новгородской писцовой книге 1500 года упоминается некая деревня Ваганова, но она находилась севернее. Эта же деревня Ваганова под своим именем упоминается уже на шведской карте 1704 года.

Как и нынешняя Рахья, Ваганова была жалована Марфе Сахаровой. Однако правильное ее имя было Марфа Захаровна, урожденная Мишукова. Это дочь легендарного адмирала Захара Мишукова, командующего Балтийским флотом.

Фото В. Барановский
Фото В. Барановский

Во время войны в районе следующей станции – Ваганово – был небольшой разъезд, его разобрали позже за ненадобностью. Совсем недалеко отсюда после так называемого Вагановского спуска находится, пожалуй, самый знаменитый памятник «Дороги жизни» – мемориал «Разорванное кольцо». Здесь заканчивалась сухопутная часть легендарной трассы и начиналась самая опасная – водно-ледовая. В зимнее время грузовики с эвакуируемыми жителями спускались к берегу Ладоги и отправлялись на большую землю. Навстречу им в город шли легендарные полуторки с продовольствием для осажденного города.

В трудные военные годы в Ваганово находился пункт связи Ленинградского фронта – «Тройка-1». С большой землёй его соединял проложенный по дну Ладожского озера подводный кабель. В память об этом на окраине деревни открыт мемориал «Тройка-1» — восстановленный блиндаж пункта связи с мемориальной доской.

Ладожское озеро

Отрезок бывшей Ириновской железной дороги за станцией Борисова Грива появился уже после революции, в 1920-е годы. Дорога тогда стремительно меняла свой облик: перешивалась на широкую колею. А с упразднением Охтинского вокзала уже бывшая «Ириновка» «подключилась» к вокзалу Финляндскому.

Так на берегу Ладожского озера появилась новая конечная станция. За ней сохранился уникальный разворотный треугольник для оборота паровозов. Во многом это сохранилось благодаря мемориальному значению этой станции, как конечной для железнодорожного участка Дороги жизни.

Фото Екатерина Борисова
Фото Екатерина Борисова

Когда вы выйдете на станции, обязательно осмотрите вокзал, открытый в 1974 году. Таких у нас в стране немного, он построен как вокзал-памятник.

Форма выбрана очень необычная. Вокзал можно принять за огромный шалаш. Но по замыслу архитектора Бершадской, это символ противотанкового надолба. В нем размещается небольшой музей – филиал Музея Октябрьской железной дороги. Его экспозиция рассказывает о героической работе железнодорожников в годы блокады.

На станции установлен и мемориальный паровоз «Комсомолец», чья бригада доставила в осаждённый Ленинград 2 миллиона тонн груза. Здесь же в поселке находится и Центральный военно-морской музей «Дорога жизни».

Сейчас пристанционный поселок Ладожское озеро, также называемый Осиновец – популярное место отдыха благодаря своему песчаному пляжу. Ничто здесь уже не напоминает о войне. Разве что знаменитый Осиновецкий маяк – который был ориентиром для кораблей и судов в годы войны. Его высота, кстати, 74 метра, благодаря чему он входит в десятку самых высоких так называемых «традиционных» маяков мира. Он до сих пор относится к военному ведомству.

Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL