Когда приехал в Крым на велосипеде, оказавшись в Ялте, конечно, решил отправиться на Ай-Петри! Рассказываю, как это было в первый раз!
Поднимаюсь по серпантину Ялта-Бахчисарай
В масштабах планеты не абы какая высота, но для Крыма перевал Ай-Петри — один из самых высоких, а серпантин весьма и весьма извилистый (особенно внизу и ближе к вершине). Весь путь занимает около 20 км.
Выехал утром, движения практически еще не было. Это позволило мне спокойно ехать, любуясь необыкновенными красотами золотой осени в Крыму.
Я не брал ничего лишнего, ехал налегке, что позволило мне заехать наверх практически "на одном дыхании", выбрав довольно удобное соотношение передач. Мой велосипед оснащён трансмиссией 2x10 скоростей, что я считаю очень удобным и универсальным решением для всех видов покрытия, рельефов и видов дорог.
Крым, я побаивался Твоих серпантинов, но Твои Красоты воистину дают Силы! Летел наверх, как на крыльях! Я сделал лишь одну остановку буквально на полминуты примерно на середине подъёма.
На перевале. «Ай-Петринский меридиан»
Заехав на перевал, надел куртку и отправился посмотреть окрестности.
Первым делом я навестил геодезический знак «Ай-Петринский меридиан» — чугунный глобус на каменном постаменте.
На постаменте закреплена табличка, с двухглавым орлом, и надписью:
Г.У.З. и 3. 0.3.У. — Основной репер Крымских водных изысканий — Установлен в 1913 г.
Аббревиатура ГУЗ и 3 03У означает «Главное управление землеустройства и земледелия — Отдел земельных улучшений».
В 1913 году при ГУЗ была создана партия Крымских изысканий, которая с 1913 по 1918 годы провела на Ай-Петри и в других горных районах Крыма большой объем работ как исследовательского характера, так и по строительству различных гидротехнических сооружений.
Целью Партии Крымских водных изысканий были гидрометрические, метеорологические, геологические и почвенные исследования, изучение возможностей регулирования речного стока, а также определение мероприятий по борьбе с оползнями и селями, которые до сих пор представляют в Крыму немалую опасность. Благодаря трудам и исследованиям группы была создана целая стационарная гидрометрическая сеть, которая легла в основу современной системы изучения рек и источников полуострова.
Рядом находится вышка ветряной электростанции.
Поломаных ветряков в Крыму много — на Меганоме, по дороге в Черноморское, на Азовском побережье. По большей части теперь — это памятники нашей бесхозяйственности. В 90-ые годы была сделана попытка установить ветрогенератор и на Ай-Петренской яйле. При монтаже ветряка блока мотор редуктора с вертолета-крана помяли лопасти, так что этот генератор так никогда и не заработал...
Отдыхаю у перевала Ай-Петри Западный. Внутрирамная сумка Нотни
Я нечасто делаю селфи в горах, но этот день был все же особенный, и я решил сделать фотку на память:
Дальше я отправился по шоссе в сторону куполов Бедене-Кыр, ко второй перевальной точке – так называемому перевалу Ай-Петри Западный. Мне очень нравится небольшой сосновый лес рядом с ним, там всегда очень тихо, тепло, это идеальное место для небольшого привала.
Весь небольшой набор вещей уместился в мою замечательную внутрирамную сумку от Мастерской Нотни.
Сумка прекрасно выдержала испытания 1500 км пути из Подмосковья до Крыма, будучи очень плотно набитой, под конец перенесла и грязь с дождями – когда я чуть не утонул в глине строящейся развязки на трассе Таврида. После небольшой стирки обрела практически изначальный вид, уже из реальной практики я еще раз могу подтвердить, что очень и очень доволен ей.
Набор вещей в этот раз был таким: насос, запасная камера, набор инструментов, термос с кипятком и припасенным в крышке перекусом (обжаренный ячмень в мёде), и китайская гайвань (с которой я не расстаюсь, и пью чай в лучших традициях китайской провинции Сычуань).
В сумке, конечно, оставалось еще немало свободного места. После привала отправился обратно в Ялту.
Спуск с Ай-Петри
Что весьма удивило, что путь вниз занял не многим меньше времени, чем наверх – за счёт необходимости снижать скорость на поворотах практически до 0 (четко контролируя возможность появления авто, которых в это время было довольно много), средняя скорость получается несильно выше, чем наверх.
И да, устал я гораздо больше во время спуска!!! Штука в том, что мышечной нагрузки нет, пульс невысок, а вот концентрация гораздо выше, равно как и ощутимо большая тряска на местами подразбитой дороге. Из нашего брата встретился велосипедист, спускавшийся утром на горном GT и один шоссейник встретился на обратном пути. Радость моя и заряд позитива был огромен!
Спасибо моему двухколесному другу и друзьям в интернете за советы по горным дорогам, в особенности Егор Ковальчук , чьи видео лекции я внимательно пересмотрел перед поездкой!
P.S. Вообще, легкий велосипед в Крыму - это хорошо. Часто приходится таскать его на себе по городу, или вот, например, по летнице на 8-й этаж, когда не работает лифт!
Спасибо за Ваш интерес! До встречи!