Найти тему
Роман Апрелев

“Обитель”: замах на “четвертак”, удар на амнистию

Выход сериала “Обитель” ждали долго, не один год. Но премьера все откладывалась. И вот, наконец, картина оказалась в телевизионной сетке. Ожидание вновь оказалось лучше самого праздника.

Кадр из "Обители"
Кадр из "Обители"

Это первая многосерийная экранизация одного из крупнейших писателей современной России Захара Прилепина. Так что внимание было обеспечено еще и поэтому. Да еще и режиссером стал Александр Велединский, отметившийся как минимум двумя яркими работами: “Живой” и “Географ глобус пропил”. Второй фильм, кстати, тоже экранизация современной прозы. То есть с материалом работать умеет.

В отличие от Солженицына и Шаламова, узнавших зону изнутри (и Довлатова, охранявшего ее), Прилепин личного опыта, к счастью, не имел. Но он получил возможность, которой были лишены его предшественники, поработать с архивами, побеседовать с историками.

Кадр из "Обители"
Кадр из "Обители"

Впрочем, мои претензии не к Прилепину. Это не его произведение. Он написал одноименный роман. За него писатель и несет ответственность. Здесь же он даже в сценаристах не значится. А я говорю именно о сериале. Это получилась история выживания. Не о несправедливо осужденном, хотя такие персонажи тоже здесь есть, а о реальном преступнике, которому нужно просто продержаться в лагере. Артем Горяинов (актер Евгений Ткачук) случайно убил отца: мать застала мужа с любовницей, набросилась на него с ножом, а сын вырвал у нее оружие, но сам по инерции полоснул папу по горлу. Он обычный парень из интеллигентной семьи, вынужденно, оказавшийся среди урок.

Совсем недавно мы видели Ткачука вместе с Виктором Добронравовым (здесь он исполнил роль бывшего белогвардейца) в сериале “Бомба”. И вновь их судьба свела вместе на съемочной площадке. Да, на момент создания сериала режиссер мог не знать, что артисты уже в тандеме “засветились” в реализации другого телепроекта. И ладно бы Ткачук и Добронравов играли бы как-то по-другому, но нет: те же интонации, что и в “Бомбе”. Повторение - мать учения, но мачеха творчества.

Кадр из "Обители"
Кадр из "Обители"

Неволя здесь не выглядит такой уж страшной, как нам ее раньше показывали. Впрочем, театр, песни Вертинского, издание местной газеты и сон на работе соседствуют с полным бесправием. На ровном месте подозреваемым приписали полностью выдуманный план побега - и расстрел. И на контрасте получается еще ужаснее.

Комендант Соловецкого лагеря Федор Эйхманис (Эйхманс) реальное лицо. И он, действительно, пытался построить на острове свой коммунистический рай. Только представления о рае у большевиков были очень специфические. Шаг вправо, шаг влево... Но в самом деле там были спектакли, секции футбола и русского хоккея. Именно здесь начинался ГУЛАГ. Несколько месяцев Эйхманс возглавлял все управление. В 1938 году его самого расстреляют.

Сергей Безруков в роли Эйхманиса. Кадр из "Обители"
Сергей Безруков в роли Эйхманиса. Кадр из "Обители"

Для полной фантасмагории мне не хватило творческой безуминки авторов, для полного реализма - погружения в быт и бытие. Словно занесли ногу, но не нашли, куда ее поставить. И плюхнулись в воду. Сшито добротно, по швам не расходится. Но на праздник не наденешь. Так, в огороде покопаться.

Читайте также: "Алекс Лютый": к просмотру рекомендуется