Выход сериала “Обитель” ждали долго, не один год. Но премьера все откладывалась. И вот, наконец, картина оказалась в телевизионной сетке. Ожидание вновь оказалось лучше самого праздника.
Это первая многосерийная экранизация одного из крупнейших писателей современной России Захара Прилепина. Так что внимание было обеспечено еще и поэтому. Да еще и режиссером стал Александр Велединский, отметившийся как минимум двумя яркими работами: “Живой” и “Географ глобус пропил”. Второй фильм, кстати, тоже экранизация современной прозы. То есть с материалом работать умеет.
В отличие от Солженицына и Шаламова, узнавших зону изнутри (и Довлатова, охранявшего ее), Прилепин личного опыта, к счастью, не имел. Но он получил возможность, которой были лишены его предшественники, поработать с архивами, побеседовать с историками.
Впрочем, мои претензии не к Прилепину. Это не его произведение. Он написал одноименный роман. За него писатель и несет ответственность. Здесь же он даже в сценаристах не значится. А я говорю именно о сериале. Это получилась история выживания. Не о несправедливо осужденном, хотя такие персонажи тоже здесь есть, а о реальном преступнике, которому нужно просто продержаться в лагере. Артем Горяинов (актер Евгений Ткачук) случайно убил отца: мать застала мужа с любовницей, набросилась на него с ножом, а сын вырвал у нее оружие, но сам по инерции полоснул папу по горлу. Он обычный парень из интеллигентной семьи, вынужденно, оказавшийся среди урок.
Совсем недавно мы видели Ткачука вместе с Виктором Добронравовым (здесь он исполнил роль бывшего белогвардейца) в сериале “Бомба”. И вновь их судьба свела вместе на съемочной площадке. Да, на момент создания сериала режиссер мог не знать, что артисты уже в тандеме “засветились” в реализации другого телепроекта. И ладно бы Ткачук и Добронравов играли бы как-то по-другому, но нет: те же интонации, что и в “Бомбе”. Повторение - мать учения, но мачеха творчества.
Неволя здесь не выглядит такой уж страшной, как нам ее раньше показывали. Впрочем, театр, песни Вертинского, издание местной газеты и сон на работе соседствуют с полным бесправием. На ровном месте подозреваемым приписали полностью выдуманный план побега - и расстрел. И на контрасте получается еще ужаснее.
Комендант Соловецкого лагеря Федор Эйхманис (Эйхманс) реальное лицо. И он, действительно, пытался построить на острове свой коммунистический рай. Только представления о рае у большевиков были очень специфические. Шаг вправо, шаг влево... Но в самом деле там были спектакли, секции футбола и русского хоккея. Именно здесь начинался ГУЛАГ. Несколько месяцев Эйхманс возглавлял все управление. В 1938 году его самого расстреляют.
Для полной фантасмагории мне не хватило творческой безуминки авторов, для полного реализма - погружения в быт и бытие. Словно занесли ногу, но не нашли, куда ее поставить. И плюхнулись в воду. Сшито добротно, по швам не расходится. Но на праздник не наденешь. Так, в огороде покопаться.
Читайте также: "Алекс Лютый": к просмотру рекомендуется