Я часто повторяю, что мы не должны судить историю с нашей текущей точки зрения, поскольку ни наши ценности, ни наши этические кодексы, ни социальный и культурный контекст, в котором происходили эти события, не связаны с нашим нынешним миром, от которого эти события отделены столетиями. Но есть что-то, что не меняется в истории человечества, потому что это присуще человеку, его чувствам. Ненависть, зависть, негодование, доброта, щедрость, ревность, дружба и, конечно же, любовь - это часть природы человека, и, независимо от момента, они всегда здесь, скрытые, ожидая момента, чтобы выразить себя. Немецкий писатель Герман Гессе сказал:
«Ни о каком чувстве не говорите, что оно маленькое или недостойное. Мы не живем ничем иным, кроме наших бедных, прекрасных и великолепных чувств, и каждое из них, против которого мы совершаем несправедливость, является звездой, которую мы гасим».
Но те прекрасные, великолепные чувства, о которых нам Гессен пишет, не всегда так прекрасны во всем. Иногда, когда они есть, на них не отвечают с такой же отзывчивостью и они становятся источником страдания. Читатель, помним, что мы находимся в средневековье, где не было места любви, в котором браки заключались между семьями для достижения экономических, политических преимуществ или союзов между различными группами, но мы не забываем, что, как и сейчас, тогда была любовь, два самых скромных крестьянина, как и представители знати, обладали сердцами и любили друг друга, как и мы сегодня. И хороший пример этого - история, которую мы узнаем сегодня, возможно, самая известная история любви средневековья между одним из великих интеллектуалов двенадцатого века, философом Педро Абеляром (1079-1144) и необыкновенной женщиной, которая сама по себе могла бы сыграть главную роль в одной из статей, посвященных женщинам, которые выделялись на протяжении всей истории, французской даме и будущей аббатисе Элоизе (1101–1164).
Но кем они были? Что с ними случилось такого, что их историю до сих пор помнят? Почему они стали символом литературы средневековья? Если вы хотите узнать ответы на эти вопросы, продолжайте читать эту статью.
Знакомство с главными героями.
Абеляр и Элоиза были любящей парой, давшей волю страстям во Франции XII века. Благодаря письмам, которые они отправляли на протяжении всей своей жизни и которые являются средневековыми литературными отголосками, мы знаем, что они начали свою романтическую историю очень страстно и захватывающе. Но все изменилось, когда их любовь стала достоянием общественности. Именно тогда их отношения приобрели драматический оттенок, необходимый для того, чтобы они превратились в красивую и несчастную историю любви.
Абеляр.
История Педро Абеляра известна нам благодаря автобиографическому произведению под названием «История моих несчастий», в котором он рассказывает о превратностях своей жизни, как если бы он рассказывал их другу, поскольку сам определяет свою работу как «письмо» утешения отсутствующему другу о моем собственном несчастье". Он родился в 1079 году во французской Бретани, в семье богатого человека по имени Беренгер, который дал ему хорошее образование. Он мог выбрать военную карьеру, но он предпочел учиться и путешествовать, что он и сделал, и в 1099 году он отправился в Париж, чтобы учиться в своей епископальной школе, самой известной в то время. Там он изучает так называемые семь гуманитарных наук, семь искусств, на которые было разделено средневековое учение и которые образовали так называемый тривиум, включающий обучение риторике, грамматике и диалектике, и квадривиум, состоящий из изучения арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Его обучение продлилось почти десять лет до 1108 года, когда он получил звание Мастера.
В последующие годы он преподавал в разных городах и подвергал сомнению учения своих учителей, таких как Уильям де Шампо (1070–1121) и профессор теологии Ансельм де Лаон (1050–1117). Педро Абелардо был высокомерным человеком, нажившим себе множество врагов своими насмешками, хотя он считал, что именно зависть и сделали его окруженным врагами. В 1114 году мы находим его в Париже, где он становится самым известным учителем в соборной школе Нотр-Дам. Педро Абеляру на тот момент 35 лет, он находится на пике своей карьеры, он известен, признан и восхищается как своим талантом и интеллектом, так и своей физической привлекательностью. В то время, как он сам пишет в своей «Истории моих несчастий»: «Я всегда держался подальше от грязи проституток. Я также избегал обращения с благородными женщинами из-за своей преданности учебе".
Красивая и возвышенная Элоиза.
Я не знаю, был ли прав французский писатель Реми де Гурмон, когда писал: «Из всех сексуальных отклонений, пожалуй, самым уникальным является целомудрие». Но это целомудрие вот-вот будет нарушено молодой женщины по имени Элоиза, племянницей парижского каноника по имени Фульберто, который, зная о живом уме молодой женщины, поручил Педро Абеляру преподавать ей философию, а может и не так... Возможно, Педро Абеляр влюбился в еще юную Элоизу, которой должно было быть не больше 13 лет, и настоял на том, чтобы Фульберто разрешил ему учить молодую женщину. Я предполагаю, что вы уже будете судить Педро Абеляра за то, что он 35-летний мужчина, а Элоиза для нас-девушка вступающей в подростковый возраст. Но мы снова должны избегать суждений с нашей нынешней точки зрения. В средние века не было ничего удивительного в том, что девушка выходила замуж в 13 или 14 лет и вскоре рождала детей, продолжительность жизни тогда не имела ничего общего с нашей, и детство заканчивалось очень скоро.
Искра любви.
Как бы то ни было, Педро Абеляр был влюблен в эту молодую женщину, разница в возрасте с которой была больше двадцати лет. Вот как он говорит нам:
«Эта молодая женщина, которая благодаря своему лицу и красоте не была последней, превзошла всех их широтой своих знаний. Этот дар, знание письма, столь редкое для женщин, настолько отличил девушку, что сделал ее известной на все королевство. Обдумывая все детали, которые обычно привлекают любовников, я подумал, что смогу сделать ее своей, полюбив ее. И я убедил себя, что смогу сделать это легко».
Все тайное становится явью.
Ему удалось убедить Фульберто доверить ему образование Элоизы. Между ними вспыхнула любовь с неудержимой силой. Да и, как могло быть иначе? Обучение отходит на второй план
«Под предлогом науки мы полностью отдаемся любви. И изучение урока предоставило нам тайные встречи, которых желала любовь. Мы открыли книги, но руки более тянулись к ее груди, чем к книгам. Гораздо чаще любовь обращала наши взоры на нас самих, чем чтение, фиксировавшее ее на страницах. Если бы с любовью можно было изобрести что-то новое, мы бы это изобрели».
В течение многих лет им удается хранить тайну, но в конце концов разгорается скандал, и их тайные отношения раскрываются, когда в 1119 году Элоиза забеременела и родила сына.
Вот как Педро Абеляр рассказал об этом эпизоде: «Вскоре после этого молодая женщина поняла, что беременна. И она с огромной радостью написал мне, рассказав новости и в то же время попросив моего совета относительно того, что я планировал делать. Итак, однажды ночью, когда ее дядя отсутствовал, я, предварительно договорившись, украдкой вывел ее из дома дяди и без промедления привез на родину. Здесь она жила в доме моей сестры, пока не родила мальчика, которого назвала Астролябия». Чтобы сохранить честь женщины молодые люди заключают тайный брак. Но ни брак и рождение малыша не решали проблему.
Великая месть.
О, как велико было горе ее дяди, когда он узнал правду, и как горько было горе влюбленных, когда они были вынуждены расстаться!
Дядя Элоизы, каноник Фульберто, впадает в ярость и не желает простить обиду и обман, жертвой которых он стал. Сначала он рассказывает всему Парижу о тайном браке Педро Абеляра и его племянницы, на что тот в ярости отвечает, отправляя Элоизу в монастырь Аргентюил. Но это действие стало спусковым крючком для трагедии. Месть, которую замышлял Фульберто была крайне жестока. Его жертва, Педро Абеляр говорит нам об этом таким образом:
«Однажды ночью, когда я отдыхал и спал в скрытой комнате в своих апартаментах, они наказали меня очень жестокой и невыразимой местью, предварительно подкупив моего слугу, который служил мне. Таким образом, к великому ужасу мира, они ампутировали те части моего тела, которыми я совершил зло, о котором сожалел. Затем они сбежали. Двум из них, которых удалось поймать, выкололи глаза и отрезали гениталии. Одним из них был вышеупомянутый слуга, который, находился у меня на службе, и который был втянут в измену из жадности".
Педро Абеляр был кастрирован, и, возможно, чтобы спастись от стыда, он решил уйти в монастырь, где уже находилась Элоиза. Каноник Фульберто был признан виновным в подстрекательстве к этой акции, и по этой причине он был изгнан из Парижа, а его имущество было изъято. Как это часто бывает в драмах о страсти, никто не выигрывает, все только проигрывают.
Конец рассказа: в монастырь.
После этой безжалостной мести Элоиза и Абеляр решили дать клятву. Они оба посвятили остаток своей жизни любви к Богу. И хотя они встретились только раз, они никогда не переставали тайно любить друг друга и отправлять те знаменитые письма, которые сохранили память об той любви до настоящих дней.
"Бог является моим свидетелем того, что, если бы Август, император всего мира, пожелал почтить меня браком и дать мне пожизненное владение всей землей, для меня было бы более почетно называться твоей шлюхой, чем его императрицей".
Радикальное мышление.
Помимо истории любви, в своей переписке Элоиза представляет идеи о браке, которые намного опередили свое время. В то время, когда молодые часто подчинялись интересам семей, молодая женщина проводит различие между чистой, настоящей, свободной любовью и браком, который она считает связью и даже немногим меньше, чем проституция по контракту.
Кто из королей и философов мог сравниться с вашей славой? Какая королева, какая благородная женщина не позавидовала бы моим удовольствиям и моей постели?
Eе эпистолярный жанр стал образцом для более поздних авторов, таких как мадам де Лафайет, Ходерло де Лакло или Руссо, и история любви вскоре была мифологизирована. Петрарка прочитал переписку между Элоисой и Абеляром, прежде, чем в 1470 году написал свою книгу «Песенник для Лауры», посвященную женщине, к которой он испытывал платонические чувства. Британский Александр Поуп вернул этот миф в моду в 1717 году своей трагической поэмой «Элоиза Абеляру», которая стала чрезвычайно известной. Жан-Жак Руссо также использовал эту историю, чтобы написать Джулию, или новую Элоизу (1761 г.), роман (конечно, эпистолярный), который французский философ использует, чтобы размышлять о свободе и подлинности, ценностях, которые он ставит выше морали.
Спустя шесть столетий после их смерти Жозефина Бонапарт была так тронута, узнав об этой грустной истории любви, что приказала похоронить останки Педро и Элоизы вместе на кладбище Пер-Лашез в Париже, куда пары со всего мира совершают паломничество, чтобы отдать дань уважения этому символу страстной любви. С тех пор они покоятся вместе и будут отдыхать вечно, поскольку Педро и Элоиза были парой, разлученной в жизни и соединившиеся после смерти.
"Вы знаете, мой возлюбленный, как много я потеряла, потеряв вас. И как неудача украла мое существо, забрав у тебя. И вы знаете, что моя боль для меня несравнимо больше, благодаря тому, как она была получена. Таким образом, чем сильнее причина боли, тем больше средств нужно использовать для успокоения. Конечно, не для кого-то другого, а для себя. Если ты один являешься причиной боли, ты также должен быть один, чтобы дать мне благодать утешения. Ты единственный, кто может меня огорчить, а также единственный, кто может принести мне радость и утешение".
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал.
Помните, я пишу только для Вас.
Похожую историю любви можно прочесть здесь.