Часто на наше искреннее «прости меня», человек кидает небрежное: «Бог простит». И где-то там, в сердце человека, червь гордости "точит" возмущение. Почему, мол, не сразу человек прощает, а с условием. Слыша в ответ не сердечное: «Ничего страшного, с кем не бывает», лукавые сеют сомнения: «Ага, значит, в нём кроется его злопамятство». Дескать, что «только Бог прощающий, а я вот запомню всё».
Но на самом деле, выражение «Бог простит и я прощаю» означает, что Господь простил за покаяние, и человек не держит обиду.
Если внимательно вглядеться в сказанное, то можно увидеть вот какой момент. Я то могу простить, не держу на тебя обиду, не таю зла, но «Кто я такой (такая), что бы не прощать, если даже сам Бог прощает. От моего ничтожного прощения тебе не будет ни жарко, ни холодно. Прощать — привилегия Бога, на которую я, ничтожный, не претендую, не смею посягать».
Ведь оскорбляя человека, прежде всего, грешим против Бога, обижая, в первую очередь, Его. Вот в чем дело. Для Бога все мы дети. И если нам было бы грустно, от того, что нашего чадо отчитал сосед, даже если оно четырежды виновато, то как же быть Богу? Да, сосед может прийти и пожаловаться о нанесенном ему вреде или за разбитое стекло, к примеру, но только вам решать помиловать его или покарать. А значит решать, как поступить с человеком и нанесенной обиду другому, может только Бог. Наша задача – простить. А всё остальное только Его дело, но никак не наше.
И даже если человек не прощает, простите вы его и не соглашайтесь на помыслы, что будут зреть вашей голове. Не простят вас в первый раз, через время попробуйте еще раз. Если и это не помогает, не навязывайтесь, а просто молитесь очень хорошей иконе «Смягчение злых сердец». И посмотрите, как быстро ваш обидчик оттает.
Потому, если мы не делаем это, мы должны помнить и думать КТО злится при упоминании Бога, и всегда точно знать на чьей вы стороне.
Прощение нужно, как самому обидевшему, так и обидчику. Ведь как часто человек скажет горькое болючее слово или хуже совершит не хороший, подлый, необдуманный, а чаще всего осознанный поступок, а потом самому стыдно, сам себя съедает, корит, мучает. И как раз первая часть фраза-пожелание: "Бог простит" помогает нам иметь надежду, даже быть твердо уверенным, что Господь-то милостив, он простит. А второй: "...и я прощаю"мы еще раз убеждаемся, что тот человек тоже грешный, подневольный, он нам не судья, и хочет поступить так, как бы сделал это Господь. Всевышний простил за покаяние, а человек не держит обиду. Ответ "Бог простит" означает, что никто не без греха, и судить может только Создатель.
Как бы отвечая подобным образом, мы просим Бога простить виноватого, но готового меняться и становиться лучше.
Обычно так мы говорим на прощеное воскресение, а значит мы хотим с чистой душой в меру духовного возраста и внутренних сил подняться вновь на брань с собственными «страстьми и похотьми». С самим собой дальше, следовать Евангелию, сказанному в тот день, чтобы не быть лицемером, не печалиться, и тем более отчаиваться, а помнить о том, что должен делать по отношению к Богу, радоваться этим дням и потихоньку расцветать на пути к Пасхе. И начать или продолжить путь к своей Голгофе, как раз нужно с чистой совестью, с самого важного, с самого главного - с прощения.
Да и потом, произнося первую фразу, мы, обращаясь к Богу, как бы говорим: «Я грешник, сокрушающийся о своих недобрых делах». Только важно делать это искренне, сокрушенно, от всего сердца, не держа злопамятства не обвиняя других. Не только языком и с оправданием себя, но и сердцем, с обвинением себя, иначе не будет мира. Как сказать нужно со смирением, так со смирением же и ответить.
Для Бога, как раз важна не форма, а само содержание, Можно даже не подбирать слова, а как велит сердце. Можно уточнить за что именно извиняетесь. Даже если отношения между обидевшими теплые, все равно, ведь мы можем обидеть и не заметить, поэтому не лишним будет сказать «Прости меня, если обидел вольно или невольно».
Отвечать можно тоже по-разному. Иногда и правда тот у кого просят прощения может ответить «Я не держу обиды». «Мне не за что тебя прощать». Главное делать это не формально, не потому, что так делают все или по привычке, важна внутренняя работа.
Ведь по сути-то отчасти мы и сами где-то в этой же ссоре или непонимании виноваты. Даже можно сказать, что тот, кто просит прощения первым, оказывается сильнее, хотя вина может и лежит больше на том, кого обидел, а не наоборот. Ведь для христианина нужно быть виноватым и чувствовать себя таковым, но не самобичеваться, всегда самому. Самое лучшее тебе наставление аввы Дорофея поучение: ”О еже укоряти себя, а не ближнего”».
Но стоит помнить и не путать прощение с оправданием. Оправдывать плохие поступки нельзя. И в то же время боль, которая есть вашей душе тоже заглушать и отрицать не нужно и можно её мягко выразить. Главное искоренить обиду, пусть даже если перед этим высказаться, но потом ни мстить, ни ненавидеть, не злорадоваться, и не держать затаенное зло.
Нас, обижая Господь так учит смирению. Иногда не оправданно, но так нам лучше. Именно через людей Господь, попускает совершиться злу, через людей бьет по нашему самому больному – гордости и тщеславию. И то правильно. Господь знает, как нас лечить.
Сам же чин прощения идет еще от египетских монахов-пустынников, Так они, как и мы в монастырской жизни входили в Великий пост. После чего расходились в разные стороны пустыни по одному на все 40 дней поста, чтобы тем самым усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи. Ведь иногда там было настолько опасно, что монахи даже не возвращались (могли быть съеденным животным, убитым) Потому и не могли уйти, не попросив друг у друга прощения, не сказав эти столь важные для спасения души слова. Ведь, по словам Макария Оптинского сердечное, с осознанием, прости, имеет чудодейственную силу «попалять врагов и даровать мир".
Со временем эта традиция просить друг у друга прощения распространилась и на Русскую державу. И у нас сначала принято было просить прощения у тех, кто занимал высшее положение или был равным, а уже потом занимал более низкое общественное или социальное положение. Даже сам Царь Николай сам объезжал всех в этот день, посещал богодельни, монастыри, тюрьма... Даже отпускал на свободу тех, кто был осужден невинно. отзыв о психологе
Сначала на Руси тот день называли целовником, целовальником или проводами. В последний день Масленицы, на закате солнца люди ходили с опущенной головой и тихим голосом просили прощения у тех, кого обидели, огорчили, оттолкнули. При этом они кланялись до земли и трижды целовали в уста.
Желательно, священнослужители не советуют использовать светскую форму прощения: «Извини». Произнося эту всего лишь вежливую конструкцию, вряд ли человек испытывает за собой чувство вины, да и тот, у кого просят прощения, вряд ли появится желание простить.
Ведь это выражение "Бог простит – и я прощаю" не просто слова. Они несут свой определенный смысл. Произнося её, тот как бы снимает с себя возможность и привилегию, быть судьей. Он как бы соглашается с тем, что не ему его судить, о нанесенной обиде может судить только Бог и только Ему решать помиловать тебя или наказать.
Но иногда человек не в силах простить. А значит и здесь фальшиво, следуя лишь традициям в ответ, где нет прощеного чувства, говорить и не стоит. Можно кротко, но честно ответить, что пока вы не в силах принять прощение или забыть, простить обиду вы пока не можете, но я молите, чтобы Бог простил. Это поможет помочь вам сблизиться еще больше. Так будет лучше, чем лицемерить и делать вид, что всё хорошо. Но опять же с сокрушенным чувством, с желанием работать ад собой, чтобы в очень скором времени добавить: «и я прощаю».
Главное не сыпать попусту эти слова, а действительно вкладывать в них молитвенное обращение, горячее истинное желание, чтобы Бог по-настоящему простил человека.
Как бы там ни было, Господь сказал 77 раз прощать, и даже больше. Но если нет желания ни простить, ни попросить прощения, стоит помочь себе «родить» это чувство, моля у Бога для того сил и мягкого доброго сердца. Ведь сам Господь сумел простить наши грехи, какими бы столь сильными, жестокими и непоправимыми они не были, и даже спасти.
Ведь именно с прощения начинается наше спасение.
Иногда многие «диву даются», зачем говорить это слово, если знаете что человек или не простит вовсе или же бросит колкую фразу: «Бог простит». Но здесь главное, что Вы попросили прощения, первой. А это больше всего вам нужно. Бог видит ваши чувства, ваше стремление, зрит сердце, а значит принимает. Ведь нужно прощать, дабы и нам были прощены грехи.
Но просить прощение, как указывал один старец, нужно с рассуждением. Если те, к кому вы хотите обратится, примут его с насмешкой, то можно мысленно просить у них прощения, обвиняя в непонимании или ссоре, прежде всего, себя. Гордость, наверняка, не позволит сказать такую молитву: "Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего и его ради святых молитв помилуй и мя, грешную”. Но очень это нужно, очень спасительно для нас.
Просить прощения, так совестно потому, что мы не имеем соответствующий навык. Потому нужно поскорее сделать это доброй привычкой, душеспасительным деланием, что потом, как утешает нас Оптинский преподобный Анатолий, «когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично то же, что орех разгрызть».
Так что милые читатели, будем спешить, преклонив колени перед ближними, говорить наше короткое, но сердечное: «ПРОСТИ!» И не только перед тем, как вступить в пост, но и ложась спать, примирившись и простив всех, кого волею или неволею обидели.
Станем же навыкать.