В истории каждого государства случаются важные события, новые открытия, изменяющие уклад жизни, общественные процессы, в которых, безусловно, центральное место занимает человек. Сегодня мы знакомимся поближе с личностью, значимость чьих решений и действий сложно переоценить. Большая половина жизни нашего героя пришлась на прошлое столетие. На его глазах началась Великая Отечественная война, он наблюдал послевоенное восстановление огромной страны, непосредственно участвовал в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, на последнем съезде партии был избран председателем комиссии по оценке деятельности руководства СССР во время аварии в Чернобыле, и сегодня в свои 85 лет наш герой принимает активное участие в жизни Беларуси, выступает с инициативами и, по мере возможности, оказывает помощь каждому, кто к нему обращается.
О военном детстве, инженерном образовании, оркестровом прошлом и становлении профессионального пути вспоминает советский белорусский партийный и государственный деятель Алексей Степанович Камай.
Ребенок своего времени
Я родился в деревне Барсуки, Кировского района, Могилевской области. В семье нас было четверо детей: я и три сестры – Мария, Ольга и Анна.
Отец Степан Иванович пришел с фронта Финской войны инвалидом второй группы. Поэтому когда началась Великая Отечественная, его не призвали. Оставшись в нашей местности, он организовывал и проводил закрытые встречи с партизанами. Однако в 1944 году, когда территория была уже освобождена, его призвали на фронт служить в разведке, он получил ранение и попал в госпиталь.
В 1946 году отец возвратился из госпиталя. В это же время в наш колхоз завозили овец из Германии. Поскольку отец не мог работать, и мать Наталья Игнатьевна тоже была инвалидом второй группы, мы семьей взялись быть пастухами для животных.
Что-то не забывается
Одно событие из 1944 года особенно врезалось в память. Я, восьмилетний пацан, впервые увидел бесствольную систему полевой реактивной артиллерии «Катюшу». Их прибыло несколько, одна стала прямо в нашем огороде. Техника ожидала команду и вдруг…произвела выстрел. В следующее мгновение они уже снялись и поехали в направлении Бобруйска.
Много позже, когда я изучал информацию об этом событии, узнал, что таким образом «Катюши» отрезали путь войскам, перешедшим через Березину и расположившимся в Бобруйске.
Мечтай – все сбудется!
После окончания школы у меня была мечта получить инженерное образование. Поступать я поехал в Белорусскую сельскохозяйственную академию в Горках. Это был 1954 год. При поступлении нужно было сдавать пять экзаменов, набрав 25 баллов, я стал студентом факультета механизации сельского хозяйства.
В нашей студенческой группе оказался бывший руководитель военного ансамбля в Лепеле – Анатолий Герасимов. Этот человек на меня сильно повлиял. В клубе академии он создал школу музыкантов духового оркестра. Я начал посещать занятия, заниматься и позже играл на трубе в оркестре, что позволяло мне зарабатывать на жизнь. В 1957 году, после третьего курса нас, студентов, отправили на целину. Я работал в совхозе «Кейменский», в Акмолинской области. Сначала на машине ЗИС-120 возил зерно до станции «Койндык», в 500 км от нашей зоны. Потом работал на несамоходном комбайне «Сталинец-6». Был старшим комбайнером.
Когда заканчивал академию, писал дипломный проект по теме «Изготовление конструкции обкаточного стенда для обкатки коробок перемены передач после их капитального ремонта». Моим научным руководителем был декан факультета Игорь Михайлович Афанасьев, который предложил мне остаться на кафедре. Я поблагодарил, но честно сказал, что тянет меня на производство. Получил направление во Всесоюзный трест племенных совхозов. Оттуда направили в Мстиславский район в совхоз «Писаревщина». Меня назначили механиком. Я как-то сразу вписался в отношения с людьми и меня избрали делегатом на Мстиславскую районную комсомольскую конференцию, хотя на тот момент в совхозе я проработал всего четыре месяца.
Путь начинается с первого шага
В 1962 году произошел процесс реорганизации сельского хозяйства и создания межрайонных колхозно-совхозных производств. В республике создавались колхозно-совхозные и промышленно-производственные объединения. Бюро ЦК утверждало трех человек в управление: начальника, секретаря обкома партии и секретаря обкома комсомола.
Управление, в которое меня определили, объединило Бобруйский, Глусский и Осиповичский районы. Начальником управления назначили Николая Афанасьевича Толстика, парторгом обкома стал Иван Викторович Тимончик, а я занял должность секретаря обкома комсомола. Кирилл Трофимович Мазуров, бывший в то время первым секретарем ЦК Коммунистической партии Беларуси, сказал мне: «Ты головой отвечаешь за сельское хозяйство трех районов».
Постановлением бюро ЦК меня перевели в Бобруйск. Семь месяцев я был секретарем комитета комсомола, а позже меня назначили главным инженером управления. На этой должности поработал чуть больше года, потом был назначен начальником управления. Мне тогда было, ни много, ни мало, 27 лет.
Сложности открывают большие возможности
В конце 1960-х меня позвали на должность первого секретаря Краснопольского райкома партии. Я слышал об этом районе, расположенном на границе с Россией, с очень бедной почвой. Признаться, сомневался, думал – не потяну.
Однако, путем исследования, выстраивания посевной системы, в первый год работы мы получили урожай картофеля 192 центнера с гектара. На второй год было получено уже 289 центнеров, а на третий одно из звеньев получило 388 центнеров. Именно тогда о Краснополье стали говорить как о «бульбяном» районе. Мы стали ведущими в области по выращиванию картофеля и его отгрузке. За три года 57 человек нашего управления были награждены орденами Советского Союза. Вот что такое Краснополье.
Дороги ведут в Минск
В начале 1980-х годов меня назначили председателем Гомельского облисполкома. Через пару лет я занимал должность первого секретаря Гомельского обкома коммунистической партии Беларуси. И после девяти лет, проведенных на Гомельщине, оказался в Минске сначала секретарем, а позже вторым секретарем ЦК КП Беларуси.
На последнем съезде партии был избран председателем комиссии по оценке деятельности руководства СССР во время аварии в Чернобыле.
Наша справка: Алексей Камай, без преувеличения, эпохальная личность, как в истории Советского Союза, так и в современной истории Беларуси. Окинув вниманием огромный послужной список Алексея Степановича, можно и удивиться, и восхититься, и совершенно недоумевать, как один человек может так много сделать. Секрет прост – честность, желание работать и, безусловно, любящая семья.
Алексей Камай прожил 51 год в браке со своей супругой Надеждой. У пары родилось две дочери и сын. Сегодня Алексей Степанович счастливый дедушка для внучек Кати и Насти.
Мы искренне желаем Алексею Степановичу увлекательных и долгих лет жизни!
Беседовала Ксения ШЛЕМЕН
Фото автора
Читайте нас в соцсетях:
#mmz #ммз #ребеноквойны #государственныйдеятель #историяссср #историябеларуси