Найти в Дзене
Катерина Арефьева

О внешнем локусе контроля.

Фото из Pinterest
Фото из Pinterest

Порой я сама себе напоминаю чукчу, который что видит, о том и поёт. Мне нравится рассказывать истории о себе или о том, что невольно наблюдаю в жизни. Лидером по количеству интересного стала "Пятёрочка". В очередной раз она подарила свежую зарисовку.

Стою на кассе. Уже расплачиваюсь картой. Вдруг влетает взъерошенная женщина средних лет и не извинившись, что вторгается так молниеносно, на повышенных тонах обращается к кассиру:

- Я карту вашу забыла сейчас здесь! Верните мне её!

(Вежливость и её персона, видимо, непересекающиеся понятия).

Молоденькая девушка-кассир с милыми косичками молча отдаёт ей выручай-карту. Но покупательнице мало того, что она задерживает очередь, отвлекает кассира, не дождавшись завершения моей операции, которая длилась секунды. Она продолжает в назидательном тоне нарочито громко отчитывать её:

- Вы в руки покупателям должны карты отдавать! Невелика работа!

И даже не поблагодарив, удалилась с гордым видом. Кассир даже не нашлась, что ответить. Может, привыкла к хамству, может, просто потеряла дар речи.

Как правило, так ведут себя, выражаясь психологическим языком, люди с внешним локусом контроля. Т.е. всю ответственность за события в своей жизни они перекладывают на обстоятельства и других людей. Им очень трудно (а порой невозможно) признать свои ошибки, но очень легко обвинить всё и всех в своих бедах и несчастьях.

Механизм этот начинает формироваться в детстве, когда родитель или другой значимый взрослый оценивает то или иное событие. Например, ребёнок запнулся, упал и ударился. Реплика взрослого: "Ух, этот нехороший стул! Встал тут на дороге! Сейчас мы его ударим!".

А вот вариант безоценочного комментария: "Ты упал. Ударился. Тебе больно. Это досадно. Я могу тебя обнять (утешить)".

В этом случае идёт обращение к чувствам ребёнка, их признание и размещение. Взрослый называет их, попутно проговаривая тот или иной способ проживания реальности:

"Ты упал. Так бывает. Я тоже падаю иногда. (Сейчас гораздо реже, чем в твоём возрасте). Падения случаются со всеми".

И из этого начинает складываться свой опыт. Разный. Из приятных и неприятных моментов. В данном случае опыт падений и подъемов.

И так многообразные пазлы складываются в единую картинку пока ещё детского мира.

А в первом случае "плохой" стул с возрастом превращается в плохого партнёра, гадкий коллектив, дурного начальника.

Не правда ли, есть разница между:

  • "мой муж - агрессор и тиран" и
  • "я поняла, что мне не подходит этот человек. Мне стало тяжело быть с ним рядом".

Ну вот, опять я из описания полуминутной ситуации разошлась до целой заметки с размышлениями.

А вы бы что ответили этой женщине на месте девушки-кассира или только недоуменно посмотрели бы ей вслед?

С интересом жду ваших комментариев.

Психолог Катерина Арефьева