Эта заброшенная гидроэлектростанция Нахараим работала в с 1932 по 1948 год. Она была построена Петром Рутенбергом и произвела 18 МВт электрической мощности за счет использования энергии реки Ярмук, которая является притоком реки Иордан. Для работы ГЭС была использована сложная система дамб, каналов и озеро. Комплекс станции был спроектирован Бенджамином Ореллом.
В настоящее время эта заброшенная и полуразрушенная ГЭС находится на иорданской стороне иордано-израильской границы. Про эту проработавшую всего лишь 16 ГЭС пишут в основном со стороны Израиля. Это связано с тем, что с территории этого государства на неё ещё можно хоть как-то посмотреть. Но вот чтобы проникнуть внутрь машинного зала и увидеть полуразрушенные гидроагрегаты, нужно оказаться на территории сопредельного государства Иордания, что непросто.
Это довоенное гидротехническое сооружение состоит как бы из двух частей. Наверху находится дамба со шлюзами и водосбросным каналом. От этой дамбы отходит три водовода. Именно они соединяют дамбу со второй частью ГЭС - с машинным залом, который ниже по уровню. Планировалось также строить и водовод от шлюза. В машзале даже было место под четвёртый гидроагрегат. Но не сложилось.
На фото можно видеть, как водовод сварен из стальных изогнутых пластин. Затем эти трубы закрывались бетонными коробами. На плотине установлена вышка, в которой дежурили часовые и охраняли ГЭС. Это связано с тем, что иордано-израильская граница постоянно менялась и находилась в зоне военно-политических конфликтов. Мы не будем описывать всю сложную историческую перипетию конфликтов сопредельных государств.
Протяжённость реки Ярмук составляет 70 км, а её годовой сток примерно равен 460 млн. кубометров. Эта река не подвержена сезонному пересыханию, и именно поэтому её выбрали для строительства ГЭС. Здесь работало 3 гидроагрегата мощностью по 6 МВт каждый. И эти суммарные 18 МВт мощности обеспечивали потребности в электроэнергии региона на 70%. И чтобы повысить её мощность должны были установить ещё и четвёртый гидроагрегат, и тогда бы мощность возросла до 24 МВт.
Но в 1948 г эта электростанции отошла государству Иордания, а правящий на тот момент король просто решил её выключить и не использовать, потому что решил, что столько электроэнергии ни к чему. Это как сейчас в некоторых странах намеренно блокируется доступ жителей к сети Интернет, так и тогдашний правитель решил, что Иордании электроэнергия ни к чему.
В результате сложную систему каналов, шлюзов и водосбросов переключили так, чтобы вода текла в обход гидроагрегатов. Получается, что государство Палестина, на которой в 1919 г было начато строительство ГЭС вложило много денег, затем в 1932 году запустило ГЭС, а потом в ходе локальных конфликтов эта территория стала Иорданией, и сама ГЭС вдруг стала ненужна.
Не нужна она и по сей день. Все три гидроагрегаты стоят на месте, но разумеется медную обмотку оттуда извлекли и сдали куда полагается. А вот чермет оказался никому не нужен. Так здесь всё и стоит, больше похожее на руины. И несмотря на то, что здесь ничего не работает, здание разрушается. Более 70 лет простоя без какого-либо обслуживания дают о себе знать.
Ну и конечно же из повышающих трансформаторов вытащили всю медь, а сами корпуса с баками и сердечники валяются за пределами машинного зала. Хотя раньше они были установлены в специальных нишах, их масло охлаждалось водой через теплообменники. Напротив каждого трансформатора шла табличка с названием района Палестины.
Конструктивно гидроагрегаты строились по передовой на то время вертикальной архитектуре. Это сейчас подобные гидроагрегаты используются и по сей день. А тогда преобладали гидроагрегаты с горизонтальной осью вращения. Для Палестины это была стройка века с двумя искусственными водохранилищами, сложной системой шлюзов и деревней для проживания работников ГЭС и их семей.
Над гидрогенераторами возвышаются генераторы-возбудители. Это маломощные генераторы в несколько киловатт, которые запитывали обмотку возбуждения основного генератора. Обмотка возбуждения находилась на роторе и принимала постоянное напряжение через контактные кольца. Рабочая обмотка была на статоре.
Всего по замыслам тогдашних гидростроителей и Петра Рутенберга на этих водах должен был быть построен целый каскад из 20 похожих ГЭС, который бы обеспечивал электроэнергией все прилегающие государства вне зависимости от международно-политической обстановки. Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.
Склонившаяся опора воздушной высоковольтной линии электропередач как бы намекает... На сегодняшний день большая часть гидротехнических сооружений находится на территории Израиля. А вот шлюзы, водоводы и сам машинный зал с генераторами - на территории Иордании. Конечно же история много летних конфликтов не терпит сослагательного наклонения, но если бы эта ГЭС полностью была на территории Израиля или Палестины, то наверняка она бы работала и по сей день.
Эта заброшенная гидроэлектростанция по сути является превращающимся в руины памятником того, как военно-политические конфликты и их исходы оказываются важнее любых даже самых передовых на тот момент инженерно-технических решений.