Когда Гутенберговская эпоха умерла
Иоганн Гутенберг. Немецкий первопечатник, первый типограф Европы. В 1440-х годах создал способ книгопечатания подвижными литерами...
Так как этот канал называется болтовня об искусстве, мы будем говорить менее формально.
Этот мужчина, по сути, создал печатную машинку. После чего, информация стала общедоступной. Развитие школ и институтов. Теперь люди могли купить книгу и это стало гораздо проще, чем ранее. Во многих странах разрешили даже женщинам получать образование. Конечно не только поэтому, был ряд причин, но и это сыграло свою роль. Теперь не нужно было писать книги от руки, что значительно упростило задачу писателям, учёным, публицистам. А если писателям проще - значит больше книг, а значит "на всех хватит". Но информация по прежнему не была в большом ассортименте. Читали всё подряд, не смотря на то, нравится ли им книга или нет. Выбора по прежнему не так много и приходилось читать то, что есть.
Печатная машина изменила мир и дала толчок к прогрессу. Учёные с одного континента могли относительно свободно читать работы учёных с другого континента. Что ранее было редкостью. От этого рождались мысли и идеи, а от этого рождались и открытия. Невозможно переоценить роль печатной машинки в мировой истории.
Это я к чему? Гутенберговская эпоха начала рушиться с середины XX века с появлением кинематографа и телевидения. И окончательный её крах случился с появлением чего? Правильно. Интернета.
Информации стало столько, что людям приходится выбирать её, чтобы не засорять свой мозг и свою память ненужными вещами. Она стала не просто общедоступная, она ещё и наглая. Информация лезет из каждого угла, только чтобы дойти до вашего внимания и усесться там надолго. И вся она исходит из людей. Каждый человек сегодня считает своим долгом рассказать что-то другим, поделиться своим мнением и чему-то научить. Да, это и про меня, в том числе. И потому, пишут посты в инстаграм, твитер, вконтакте, на ЯндексДзене и много где ещё.
Давайте же поймём как происходит манипуляция вашим вниманием.
Главные правила маркетологов и пиар-менеджеров.
Самое важное правило озвучил, как не странно, Моргенштерн в своём интервью у Дудя. (Думаю, что какая-то часть аудитории сейчас закрыла этот пост). Да, он сказал: "Не нужно бороться с правилами. Нужно узнать их, принять их и играть по ним".
Когда мы говорим: "Я не собираюсь пиарить свой канал на Ютуб благодаря провокационным роликам" - мы боремся с правилами. В нас говорит мораль. В нас говорит этика. Но, как показывает практика, каналы с более лояльной тематикой продвигаются гораздо более медленней, чем те, что сразу задают провокационность. Сколько рецептов блюд или историй вы пролистали, пока у вас в ленте не появился именно этот пост?
Второе главное правило маркетологов это: "есть всего мгновение вашего внимания и за это мгновение мой продукт должен вас заинтересовать". Следуя этому правилу, и не забывая предыдущее, маркетологи, порой, прибегают к настолько изощрённым методам, что страшно представить. Сколько новостных сюжетов о страшных событиях вы прочитали, пока у вас в ленте не появился именно этот пост?
Ваше внимание
Информация стала на любой вкус, цвет, запах, вид. Её стало настолько много, что люди потеряли вкус информации. На языке советского и постсоветского общества, это называется "Зажрались". И это правда, и никуда от этого не денешься.
От этого переедания информации мы:
- Становимся глупей(как это пародоксально не звучит)
- Устаём и ищем более легкий продукт(смотрим смешные видео, кстати вот и тик-ток)
- Разучились отбирать нужное.
Чем больше информации, тем меньше мы улавливаем, потому что мозг не любит незаконченность. Ему нужен финал. Ему нужно знать когда будет конец тому, что мы сейчас читаем. Когда ты изучаешь какую-то тему, тебе очень легко бросить её на пол пути, потому что кажется, что ещё море всего нужно прочитать и ты за жизнь не успеешь этого сделать. А потому, появилась такая тенденция, что после прочтения, в лучшем случае, одной книги по сценаристике, мы называем себя сценаристами. После изучения одной мелодии на гитаре, нам хочется назвать себя гитаристами. Потому что кажется, что вроде научились. И вот каждый из нас и чтец, и жнец, и на дуде игрец.
Манипуляции
Я мало что знаю про маркетинг, но говорить о личном опыте имею право. Каждый раз, когда я захожу на Ютуб, всё начинается с того, что я удаляю из рекомендованных ненужные мне каналы и нажимаю на "не рекомендовать с этого канала". Я отсеиваю всё, что может занимать моё внимание попусту. "Пернул в космосе" - интересно конечно, но нет, избавьте. "12 психологических приёмов" - очень интересно, но часто, так же очень поверхностно. Отсеиваем. "Роберт Сапольски, биология поведения человека" - а вот это пригодится. И так далее.
Многие ли из вас делают так же? Я уверен, много. Только вот интересы наши различаются. Кто-то делает абсолютно противоположные вещи. Такие как: "Роберт Сапольски? Что за нудный мужик? Вот! "Беременна в 16" новая вышла, я за едой, чтоб не с пустым ртом это смотреть". Люди разные и потребности у людей разные. Но есть несколько тем(я не смогу назвать их все из-за своей неосведомлённости в этом вопросе) которые нас объединяют и которые интересны нам всем.
- Смерть, страшные события, война. (играют эмоции и интерес, за счёт неизведанности, непознанности)
- Быстрый заработок (понятно по каким причинам)
- Мистика (опять же интерес к непознанному)
- Личностные тесты (играет потребность в самолюбии)
- Новизна (тот же интерес из 1 и 3, ещё и рассказать потом можно кому-нибудь про то, что узнал)
Туда же можно отнести жизнь звёзд, любовь, интриги. Но в их случае, интерес более мягкий.
У маркетологов есть всего один шанс. Сделать вывеску или название своего продукта так, чтобы в них был один из этих интересов. И вы на крючке. Вы зайдёте, вы прочитаете, вы купите. Чаще всего так и происходит.
Что же с этим делать?
Ничего. Как не странно. Это нормальный процесс взаимодействия рекламы и общества. Который нельзя исключить. Вы всё-равно будете идти по улице и узнаете на какие продукты сегодня в пятёрочке скидки и какие фильмы идут в кинотеатре. От этого не убежать и с этим нужно жить. И более того, мы живём и ничего страшного не происходит.
Но меня не устраивало, что реклама бьёт мне в глаза тогда, когда я не хотел её смотреть. Меня не устраивало, что мне навязывают продукт, который мне не нужен и никогда не будет нужен. И я решил, насколько это в моих силах, оградить себя от нежелательной информации. Убираю из рекомендованных всё, что мне не нужно. Чищу группы вконтакте, в которые не захожу и которые никакой практической пользы, для того, чем я занимаюсь, не приносят. Не подписываюсь в инстаграме на тех, кто никакой роли в моей жизни не сыграет. И мне становится трудней отвлечься. За счёт этого, я занимаюсь тем, чем я хочу заниматься. Я вынужден открывать только то, что важно для моей работы, потому что ничего другого не попадает мне на глаза. Это кардинальная мера на пути к саморазвитию.
Этот пост был направлен на ваше внимание. Если что, это метамодерн или что-то ещё хуже. Я взял ваше внимание, чтобы рассказать о вашем внимание, через ваше внимание. Больше этого не повторится. Спасибо всем, кто дочитал. Вот такая шутка сегодня. Прошу прощения за пунктуацию и логические ошибки в тексте.
Подписывайтесь на канал. Мы тут вообще, как бы, об искусстве говорим. Так что интересного много. Ставьте лайки. Пока.