Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

5 необычных видов транспорта к морю в санаториях СССР

Оглавление

Какие оригинальные технические и транспортные решения строили в СССР для быстрой доставки отдыхающих к берегу моря?
Какие оригинальные технические и транспортные решения строили в СССР для быстрой доставки отдыхающих к берегу моря?

Популярные черноморские курорты СССР, да и нынешней России как Сочи и Крым отличаются гористой местностью с крутыми склонами и большим перепадом высот, поэтому для постояльцев санаториев, пансионатов и гостиниц не на первой линии моря добраться до пляжной линии, а особенно обратно наверх становится совсем не легкой задачей. Для архитекторов и администрации вопрос удобной доставки туристов на пляж в свое время стал в определенным роде вызовом и вопросом престижа.

Чаще всего для отдыхающих строили лестницу, переходной мост или запускали автобус-челнок для трансфера курортников. Но некоторые советские здравницы придумали весьма оригинальные и недешевые транспортные решения, которые стали их фирменной "фишкой" и могли служить своеобразным бонусным аттракционом для отдыхающих.

Сегодня мы предлагаем вам вспомнить самые необычные транспортные системы и технические объекты для быстрого прохода и проезда "до пляжа", которые построили в СССР. Хотя все они были ведомственными, некоторыми из них за плату мог воспользоваться любой желающий, а другие были доступны лишь для владельцев курортной карты. Часть из них успешно работают до сих пор, а некоторые закрылись скорее всего насовсем.

1. Подземный лифт санатория "Днепр"

пос. Гаспра, Крым

gintur.com
gintur.com

В районе санатория, открытого в 1922 году на месте бывшего княжеского имения, горы подходят почти вплотную к морю, поэтому для быстрого доступа к пляжу в скале в старинном реликтовом парке Харакс прорубили шахтный ствол с лифтом с высотой подъема около 50 метров. На нижней площадке после выхода из лифта начинается длинный извилистый тоннель на пляж, как в переходе метро, который далее раздваивается на 2 ветви: непосредственно к пляжу и к лодочной станции. На текущий момент лифт является действующим. Другой подобный действующий подземный лифт с тоннелем есть в гостинице "Ялта-Интурист".

Ранее действовал открытый береговой лифт, который был разобран в 1980-е годы.

2. Подземный фуникулер санатория им. Орджоникидзе

г. Сочи

privetsochi.ru
privetsochi.ru

В советские годы санаторий был одной из самых помпезных здравниц в курортном Сочи. В 1952 году для удобства отдыхающих был сооружен фуникулер, соединявший основную часть комплекса на высоте 75 метров над уровнем моря с пляжем. Частично он проходил по территории санатория "Правда", где была промежуточная остановка на разъезде.

Длина линии составила 350 метров, из которых около 125 метров проходят в тоннеле под Курортным проспектом, делая фуникулер неким аналогом мини-метро или Тюнеля в Стамбуле. Время в пути составляло примерно 3 минуты.

С 1985 года в эксплуатации были 2 вагона ВГД-1 Малаховского экспериментального завода. В 2010 году фуникулер был закрыт вместе с санаторием и сейчас заброшен.

В Сочи есть и второй, действующий фуникулер в санатории "Сочинский" (бывший Центральный военный санаторий), однако там нет тоннеля.

3. Тоннель у пансионата "Нева"

г. Алушта, Крым

vk.com
vk.com

В Алуште в районе 14-этажного заброшенного корпуса-"утюга" пансионата "Нева" находится самый большой по длине тоннель на черноморском побережье длиной 300 метров, который ведет на Восточную набережную. Информации о том, кто и зачем построил данный тоннель, в открытом доступе нет.

В серый и мало освещенный тоннель нужно спуститься по лестнице, а затем пройтись по извилистому коридору. В середине тоннеля есть выход из санатория, который сейчас закрыт. По бокам тоннеля идут какие-то трубы и кабели, а стены исписаны граффити разных лет, как стена Цоя в Москве.

4. Канатная дорога пансионата "Нева"

г. Сочи

39turov.ru
39turov.ru

Пансионат Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО) в центральном Сочи с 24-этажным корпусом в стиле советского модернизма был открыт в 1978 году на вершине горы Виноградной. Серьезную удаленность от моря решили компенсировать постройкой канатной дороги протяженностью 1200 метров, самой длинной в Сочи.

По некоторым данным, маятниковая канатка открылась позднее, в 1985 году. Канатная дорога работала в сезон с мая по сентябрь вместе с пансионатом. По маршруту пансионат - пляж курсировали 2 гондольные овальные кабинки на 20 пассажиров выпуска Тбилисского авиационного завода. Примерно в 2018 году канатка была закрыта, а через пару лет на реконструкцию закрыли и пансионат, который в обновленном виде стал называться "Нева-Интернешнл". По имеющимся данным, канатная дорога по прежнему не работает и навряд ли заработает, так как вблизи ее трассы успели понастроить много ЖК.

5. Трамвай пансионата "Береговой"

с. Молочное, Крым

vk.com
vk.com

Пансионат "Береговой", который находится в селе Молочное возле Евпатории в 1,5 км от моря, оригинально решил вопрос доставки туристов к пляжу, построив однопутную узкоколейную трамвайную линию. По всей видимости, этому способствовала договоренность с Юго-западной ж/д в обмен на путевки сотрудникам. Кроме того, в перестройку наблюдался дефицит автобензина.

Система работала в 1989-2014 годах в сезон и была доступна для всех желающих за плату (по курортной карте пансионата - бесплатно). На линии в челночном режиме работал двухвагонный ретротрамвай Gotha из ГДР выпуска 1950-х годов.

После перехода Крыма к России пансионат закрыли на реконструкцию, а вместе с ним перестала функционировать и пришла в упадок трамвайная линия.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!