Моя приятельница Юля жила в своей московской квартире в районе Печатников без малого 10 лет. Дети ее выросли и разъехались, муж был давно уже бывшим и жил со своей семьей в другом городе, а Юля, которая в свои 45 только начинала новую жизнь с «достойным мужчиной». Она собралась переехать к нему, а свою квартиру благополучно продать. Но прийти к этому «благополучию» оказалось ох как не просто.
Сделав небольшой косметический ремонт в своей квартире и выставив ее на продажу, Юля стала ждать желанных покупателей. Те приходили, смотрели, приценивались и… со словами «мы подумаем и позвоним» уходили и не перезванивали.
«Небольшой ремонтик»
Так продолжалось месяца два, пока «достойный мужчина» Юли не посоветовал ей обратиться к его знакомому, опытному риэлтору, за помощью в продаже. Моя подруга позвонила ему, и умудренный опытом риэлтор примчался в тот же день. Внимательно оглядев квартиру, он промониторил лестничную площадку и все остальное, загрустил и вынес вердикт: «Вам, Юля, нужно привести в порядок лестничную клетку и подъезд, а лучше договориться с соседями и сделать небольшой ремонтик – покрасить стены, потолки, заменить неработающие лампы, потому что потенциальный покупатель, еще не видя вашей прекрасной квартиры, уже ее не хочет. Во всем виноват отталкивающий вид подъезда».
С этими словами риэлтор с Юлей простился, а она вспомнила: да, действительно, пока она поднималась с покупателями по лестнице на третий этаж своей пятиэтажки, они переглядывались, перешептывались, а одни даже демонстративно закрывали носы пальцами: тогда у кого-то в квартире, наверно, забилась канализация – вонь на весь подъезд была та еще!
Дорогие соседи
Подруга решила поговорить с соседями и навести на подъезд лоск. Первой, к кому она обратилась, была старшая по подъезду Виктория Сергеевна. Та, выслушав Юлю, только руками всплеснула и, сославшись на занятость на даче, сказала: «Обсудите с жильцами, может быть, кто-то и согласится».
Юля решила поговорить сначала с пожилыми женщинами, которых она частенько видела сидящими на скамейке у подъезда. «Вот уж у кого свободного времени предостаточно и кто наверняка тоже не раз задумывался о ремонте подъезда, в котором живет десятилетиями», – подумала она. Улучив момент, когда несколько бабушек что-то громко обсуждали около подъезда, она подошла и, поздоровавшись, предложила: «Дорогие соседи, а давайте отремонтируем наш с вами подъезд, повесим новые лампы и покрасим стены?»
Но энтузиазма эти слова не вызвали. Женщины-соседки недоуменно посмотрели на Юлю, затем последовала минута молчания, которую нарушила самая бойкая из бабушек: «А зачем? Вы же все равно уедете отсюда, а кроме вас ремонт никому не нужен». «Мне точно не нужен, – вторила ей другая соседка, – я на улицу выхожу редко, мне все равно, как выглядит лестница и стены, главное, что они есть, да и лишних денег у меня нет».
Юля удивилась – соседки уже были в курсе, что она продает квартиру, но еще большее ее удивило безразличие к их общей собственности. Но она решила не сдаваться и на следующий день с тем же предложением обратилась к своим соседям по лестничной площадке – семейной паре с десятилетним ребенком. Юля не раз видела, как их мальчик вечером возвращается с какой-то тренировки с большой спортивной сумкой и в беговых кроссовках. «Им-то уж точно нужна безопасность ребенка и свет в подъезде», – подумала она.
«Нет у нас сейчас денег вкладываться в ремонт, – глядя моей приятельнице в глаза, честно признался глава семейства, – мы кредит за машину выплачиваем».
Подобные отговорки были и у других жильцов подъезда, к которым обращалась бедная Юля. То есть обустройство тех помещений дома, которыми пользуются все, для жильцов не выглядело инвестициями в собственный комфорт. Они привыкли к темным лестничным пролетам, канализационной вони и грязным обшарпанным стенам, зачем нужно было вкладывать деньги в то, без чего они обходились много лет?
Сами, все сами
Юля рассуждала об этом вслух, жалуясь своему «достойному». Он, выслушав ее, решительно заявил, что они сделают ремонт и без соседей (не зря же он достойным-то был!).
Пара решила для начала обратиться в управляющую компанию дома и попросить краску для стен. Коммунальщики велели, чтобы заявление в свободной форме с просьбой выделить краску написала старшая по подъезду. «Достойный» сам пошел уговаривать занятую дачей «начальницу» обшарпанного подъезда. Та согласилась.
Спустя неделю коммунальщики выдали просящим самую дешевую красно-коричневую краску – сурик. Юля сама купила шесть новых ламп и договорилась с электриком об их установке, заплатила ему из своего кармана полторы тысячи рублей. Дороже всего обошлась побелка потолков, потому что пришлось нанимать профессиональную бригаду. Сантехник по просьбе Юли проверил канализацию и обреченно махнул рукой: «Здесь можно будет разобраться, только когда в вашем доме будет капитальный ремонт, а это по плану даже не следующий год». Поэтому канализацию пришлось оставить как есть.
«Вот же буржуи!»
За две недели подъезд привели в порядок. Моя подруга даже поставила в подъезде цветы на подоконник – фикус и герань. Правда, вскоре она обнаружила, что тусующиеся там подростки стали использовать их как пепельницы. Но Юля стойко очищала и поливала цветы. А заодно краской, оставшейся от ремонта, закрашивала свеженацарапанные подрастающим поколением надписи.
Как-то, провожая очередного кандидата в покупатели, Юля уловила за своей спиной: «Вот буржуи, и откуда только деньги у них берутся!». Через неделю, выходя из дома, она услышала, как бабки на лавочке, выступавшие против ремонта, ругают цвет краски в подъезде: «Небось могла бы и сама разориться на краску, выбрать оттенок поприличнее. Она уедет, а нам живи в этом!».
Еще через день к ней явилась женщина с нижнего этажа и стала жаловаться, что рабочие, делавшие ремонт, испортили и выкинули стол, раньше стоявший в подъезде: «Мы туда клали ненужные книги и вещи, и все, кто хотел, брал. А теперь куда прикажете складывать?!».
Вишенкой на торте стал эпизод с нетрезвым гражданином, который куда-то тащил ее цветущую герань. Юля поймала его за руку и хотела было отобрать цветок, но гражданин воспротивился. «Д-деушка, милая, ну ты пойми, к любимой женщине на день рождения иду, а цветы купить забыл! – Покачиваясь, дышал он на Юлю алкогольными парами. – Не могу ж я без подарка? Ну войди ты в положение-то – любовь у нас, ты мне не рушь личную жизнь!». На следующий день куда-то исчез и фикус.
Через месяц после ремонта в подъезде подруга наконец продала свою квартиру. Когда из нее уже вывозили вещи, к ней подошел сосед по лестничной площадке и сунул в руку тысячу рублей. «Это за свет, – тихо сказал он. – Спасибо».
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости