Ранее, немного написала о книге, которую сейчас читаю "Дети с неограниченными возможностями" Анат Баниэль. Хотела записать сразу все 9 принципов в одной статье, но информации столько, столько у меня откликается, что хочется поделиться как можно большей информацией и себе оставить, чтоб попробовать поработать с сыном.
Книга очень легко читается, заметно, что написана она специально для обывателя, ненаучным языком, но в то же время она достаточно глубокая, при этом примеры очень жизненные.
Вот если вспомнить, как все начиналось, как вы поняли, что с ребенком что-то не так. Что вы почувствовали?
Я после того, как прожила негативные эмоции, была преисполнена решимости все исправить. Да, в тот момент я, к сожалению, совсем не думала о сыне. Я думала только о том, как его "починить", как сделать так, чтоб он стал нормальным.
Сейчас уже не помню все точно, но помню точно, что очень жалела и сына и себя, боялась будущего и совершенно не думала, что сын в этот момент тоже что-то чувствует, уже в моменте получает какой-то опыт, что он тоже в процессе.
В книге приведен замечательный пример с автомобилем. Если машина сломалась и мы не знаем, что делать - мы обращаемся к мастеру. Мы просим заменить износившиеся, неработающие детали, чтобы машина снова заработала. Мастер использует свои навыки, свой мозг, опыт работы и доступные ресурсы - запчасти, чтобы вернуть автомобилю работоспособность.
Машина не принимает активного участия в своем ремонте. Роль механика в "починке" - ключевая, от него все зависит.
Желание применить данный подход к ребенку с особыми потребностями выглядит вполне нормальным - он же "поломался", нужно его "чинить". Родителям хочется поскорее заменить неисправные детали или добавить недостающие. Мы ищем мастера, который знает, что и как настроить, чтобы все заработало.
Только вот ребенок не автомобиль! Он живет, познает, развивается, впитывает, постигает новое, общается с окружающим миром, даже если мы этого не видим! Он тоже участвует в процессе, даже если придавленные горем родители этого не видят и в расчет не берут.
У любого ребенка есть мозг, которые продолжает функционировать, создавать новые связи и принимать шаблоны, чтобы преодолевать возможные ограничения и сложности, учиться существовать с тем, что есть.
И если мы хотим использовать потенциал мозга ребенка по максимуму, нужно отойти от только "починки" и задуматься, что мы можем сделать для того, чтобы активировать мозг ребенка и укрепить его способности.
Опять же пример из книги. Если ребенок не умеет ползать, как вы будете его этому учить? Скорее всего вы усядетесь рядом с ним, поставите малыша на четвереньки и поддерживая его в этом положении, попытаетесь помочь ему сделать "ползающие" движения.
Фокусируясь на конечном результате, мы лишаем ребенка возможности получить бесчисленное множество случайных переживаний и опыта, необходимого его мозгу, чтобы выстроить внутреннюю модель для нужного движения.
Что может ощущать ребенок, от которого требуют делать то, что ему пока недоступно. Он усваивает опыт своих усилий. Он запоминает, что пытался и потерпел неудачу. Или приобретает вредные привычки вместе с изучаемым навыком. В процессе может ощущать страх, неуверенность в себе, чувствовать себя плохим и неправильным, злиться или возмущаться, ощущать, что не оправдывает чьих-то ожиданий.
Анат Баниель утверждает, что бы помочь ребенку с особыми потребностями, нужно перестать пытаться заставить его сделать что-то через силу. Неважно насколько мы хотим помочь, все перемены на 100% зависят от мозга ребенка.
И она разработала 9 принципов, которые помогут научить мозг ребенка работать безупречно.
Принцип 1. ВНИМАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Автор книги говорит о том, что движение бывает двух видов: автоматическое, которое мы выполняем не задумываясь и внимательное. Обе формы движения очень важны, но исследования показали, что движение, совершаемое автоматически, почти не порождает в мозге новый связей. Оно лишь закрепляет и оттачивает имеющиеся уже шаблоны, даже те, которые мы хотим изменить.
Ученые установили, когда движение совершается с вниманием, мозг ребенка создает 1,8 миллиона новых связей в секунду.
Внимание, с которым ребенок выполняет то или иное движение - физическое, эмоциональное, когнитивное - является ключевым элементом для обучения и развития.
Важно помнить, что речь идет не о внимании, которое ребенок обращает на родителей, врачей, учителей. Основная задача родителей - найти способ помочь ребенку замечать свои ощущения и следить за ними, когда он двигается сам или с помощью. Именно это и есть - внимательное движение.
Например, ребенку трудно брать предметы руками. Мы могли бы усадить его на пол с машинкой, взять его за руку, положить ее на машинку и покатать ее туда-сюда, предполагая, что если делать это достаточно долго, н научиться делать так сам. Но обычно такой подход не работает. Если ребенок уже сам достаточно близко к тому, чтобы справиться самостоятельно, то ваша помощь принесет результат.
Но! Если ребенок не вовлечен в действие, если не умеет прислушиваться к ощущениям в своем теле и не ищет варианты, исходя из этих ощущений, - в мозге ничего не изменится.
Автор книги уверена, что все дети без исключения способны развить в себе умение прислушиваться к своим ощущениям.
Принцип 2. ЗАМЕДЛЕННОСТЬ
Слово «медленный» имеет следующее значение: оно поможет увеличить способность мозга ребенка к большей дифференциации и даст ему возможность интегрировать ее в новые навыки. Это может быть развитие движений руки, поиск лучшего способа общения, решение математической задачи или что-то еще, с чем у ребенка возникают проблемы.
Замедление удерживает внимание мозга, дает ребенку время на возникновение ощущения того, что происходит, и лежит в основе всего, что мы делаем; оно и создает нашу способность мыслить и двигаться. Когда мы идем быстро, у мозга не остается иного выбора, кроме как вернуться к существующим шаблонам, которые уже вшиты и которые мы можем воспроизводить на автопилоте.
Когда вы трогаете и двигаете ребенка медленно или направляете его к тому, чтобы он двигался медленнее, вы усиливаете его способность чувствовать и тем самым помогаете его мозгу дифференцировать и создавать новое.
Время — это любовь. Это то, что переживает ребенок, когда мы проводим с ним время, находясь там, где он есть на самом деле. Не осознавая, что, когда мы торопим ребенка, когда просим его сделать быстро то, что он не в состоянии, или пытаемся заставить его делать что-то быстрее, чем он способен, мы направляем его к неудаче. Хотя у нас могут быть благие намерения, у ребенка остается ощущение, что с ним что-то не так или что он не соответствует нашим ожиданиям.
Когда ребенок замедляется и начинает чувствовать, замечать и лучше воспринимать различия, когда он двигается и ощущает собственное тело и окружающую среду, в его мозге с невероятной скоростью начинают происходить реальные физические изменения и рост.
Принцип 3. ВАРИАТИВНОСТЬ
Существует два вида вариативности: первый касается того, что мы делаем, а второй — того, как мы это делаем. Пример первого вида: вместо того чтобы, как обычно, отвести ребенка в понедельник к логопеду, вы везете его на другой конец города, чтобы он поиграл с другими детьми. Пример второго вида: вместо того чтобы кормить ребенка ложкой, вы разрешаете ему есть руками.
Вариативность — намеренное создание различий, которые мозг ребенка будет учиться воспринимать и использовать для формирования более эффективно и отлаженно функционирующего мозга, способного превращать невозможное в возможное и находить собственные решения для самых разных задач.
В силу своего состояния ребенок с особыми потребностями часто ограничен в способности к вариациям.
Например, повторения навязчивых движений, характерные для детей с аутизмом, блокируют вариативность и поток информации, необходимые мозгу для нормального роста и развития. Обычно таким детям пытаются помочь избавиться от этих повторений, когда на деле его главная проблема — недостаток вариативности. Поэтому автор рекомендует хотя бы частично обеспечить вариативность, которой он не в состоянии добиться самостоятельно.
В 1990 году группа ученых, занимающихся изучением мозга, запустила очень интересный исследовательский проект, объектом которого стали четыре отдельные группы взрослых крыс. Каждой группе животных предлагался свой вид деятельности.
Принудительные упражнения: животных ставили на беговую дорожку на 60 минут в день. Эти упражнения были обязательными.
Упражнения по желанию: у животных в клетке была беговая дорожка, они часто ее использовали, но исключительно по собственной инициативе.
Акробаты: животные имели доступ к длинной полосе препятствий. С физической точки зрения она не представляла сложности, однако состояла из множества разнообразных задач.
Отсутствие активности: эта группа не имела никакой возможности упражняться.
Исследователи наблюдали за двумя ключевыми переменными во всех четырех группах: 1) количеством кровеносных сосудов в мозгу животных и 2) числом синапсов, то есть связей, на нейрон головного мозга.
Результаты оказались неожиданными. Животные из группы принудительных упражнений продемонстрировали самое высокое число кровеносных сосудов. Однако больше всего синапсов на нервную клетку, то есть наибольшее число новых связей, было зафиксировано у акробатов, которые росли в среде с высоким уровнем вариативности.
Если мозгу ребенка трудно создавать вариации в любой сфере, важно сосредоточиться на том, чтобы помочь ему развить этот навык внутри и использовать вариации, возникающие вовне.
Нередко дети с особыми потребностями очень негативно воспринимают любое изменение или вариацию, особенно если не ожидают их. Складывается впечатление, что их мозг застрял в навязчивых или повторяющихся шаблонах и переключается довольно тяжело.
Если у ребенка возникают такого рода сложности с навязчивым поведением эмоционального, когнитивного или физического характера, автор рекомендует в первую очередь внедрить вариативность в ту сферу, где у него что-то уже хорошо получается. Именно там он скорее примет вариации и воспользуется ими.
Принцип 4. ТОНКИЕ РАЗЛИЧИЯ
Если провести мысленный эксперимент: представьте, что держите в руках килограммовую книгу. А теперь положите на нее шариковую ручку. Почувствуете ли вы тонкую разницу в весе? Нет, ничего не почувствуете. Когда вы держите книгу, ощущения в мышцах и суставах слишком интенсивны, чтобы заметить прибавление небольшого веса шариковой ручки. Мозг неспособен воспринять такую тонкую разницу. А теперь мысленно положите книгу и возьмите в руку конверт весом в тридцать граммов. Сверху положите все ту же ручку. Вот теперь мозг заметит изменение веса.
Чем больше условий создается для того, чтобы ребенок воспринимал тонкие различия, то есть чувствовал максимум из того, что можно почувствовать, чем больше легкости и комфорта ему обеспечивается, делая так, чтобы он затрачивал как можно меньше сил, тем больше его мозг будет меняться, а ребенок — развиваться.
Все, что требуется, — выяснить, где ребенок прилагает чрезмерные усилия, которые заглушают способность его мозга к восприятию различий и тормозят его развитие. Чрезмерная интенсивность стимуляции может проявляться по-разному.
Ребенок с синдромом дефицита внимания (СДВ) может так сильно стараться нарисовать что-то, что карандаш в его руках сломается.
Ребенок с аутическим расстройством может изо всех сил стараться понять, что от него требуется, но интенсивность голоса, который он слышит, будет его оглушать, поэтому он начнет кричать или перейдет к навязчивому повторению.
Ребенок с церебральным параличом может пытаться научиться пользоваться ходунками, но будет напрягать все свое тело так сильно, что передвинуть ноги окажется уже невозможно.
Все это — моменты, когда можно использовать тонкие различия и искать способы помочь ребенку сократить усилия и интенсивность стимуляции, чтобы он открылся всему новому.
Если у ребенка есть особые потребности, очевидно, что надо что-то предпринять. Все, кто ухаживает за подобными детьми, автоматически фокусируют внимание на ребенке. Менее очевидно, но от того не менее важно, что, если мы хотим помочь ребенку, необходимо перенести внимание на себя. Следовательно, необходимо перенести на себя принцип тонких различий: на свои действия, на свое мышление, на эмоции, на движения. Абсолютно всем, кого я знаю и с кем когда-либо работала, включая меня, есть к чему стремиться в плане сокращения ненужных усилий, что приведет к повышению уровня чувствительности и развитию способностей к восприятию различий.
Сократив усилия и напряжение в собственных движениях и во взаимодействии с ребенком, вы начнете чувствовать все гораздо острее и будете отмечать такие нюансы, которые до этого момента для вас просто не существовали.
Принцип 5. ЭНТУЗИАЗМ
Энтузиазм — это навык, который вы можете в себе воспитать и применять, чтобы помочь ребенку преодолеть свои ограничения. Энтузиазм как навык — это способность и готовность придавать значение даже малейшим изменениям, происходящим в ребенке, а также испытывать искреннюю внутреннюю радость по этому поводу, причем не в похвале типа «вот умница!» и не в аплодисментах каким-то достижениям ребенка, что считается положительным стимулом. Это о воспитании в себе способности создавать и взращивать глубокое внутреннее ощущение удовлетворенности и благодарности за малейшие изменения и улучшения. Когда вы культивируете в себе такой энтузиазм, ребенок это чувствует, даже если ему ничего не говорят.
Важно не путать энтузиазм с тем, что часто называют положительным подкреплением. Положительное подкрепление — это похвала и поощрение ребенка за что-то, чему вы пытались его научить, или за то, что он прекратил что-то делать по вашей просьбе.
Почти все родители осознанно или бессознательно используют положительное подкрепление, чтобы подталкивать ребенка к обучению и развитию.
Энтузиазм не касается заработанных ребенком внешних поощрений и похвал. Скорее, это даже нечто противоположное. Важно не хлопать и не восклицать, когда ребенок впервые что-то делает, например шагает, произносит слово или взаимодействует с другим ребенком.
Лучше реагировать так, будто бы это совершенно обычная ситуация, будто бы он всегда так делал.
Тем не менее внутри себя нужно в полной мере прочувствовать удовлетворение и волнение, облегчение и радость — любые возникающие эмоции.
Нужно, чтобы ребенок ощутил это изменение или достижение, неважно какого масштаба, чтобы оно стало частью его личного опыта. Аплодисменты и другие внешние реакции отвлекают ребенка и забирают его внимание, и мозг переключается с того, чем он был занят.
Особенный ребенок нуждается в особенных родителях, которые будут замечать и с энтузиазмом относиться к этим небольшим шагам на пути к более глобальным целям. Ребенку необходимо, чтобы вы развили в себе способность отмечать даже самые крошечные изменения и различия и признавать их ценность как часть процесса овладения новыми навыками.
Принцип 6. ГИБКИЕ ЦЕЛИ
Мы строим планы на детей еще до их рождения. Мы хотим, чтобы они стали умными и успешными, а самое главное — здоровыми и счастливыми.
В тот момент, когда мы узнаем, что это не так и что у нашего ребенка есть особые потребности, мир переворачивается.
И мы задаемся тысячей вопросов, начиная от "что мне делать" и "что же дальше" Каждый ребенок уникален, даже если его диагноз совпадает с диагнозами еще тысяч детей.
Постоянная рекомендация — максимально сосредоточиться на своей цели и изо всех сил пытаться ее достичь. Но он может оказаться контрпродуктивным, если вы хотите помочь ребенку с особыми потребностями. Жесткие цели в совокупности с давлением и отсутствием гибкости могут лишь еще больше ограничить возможности ребенка.
Автор книги предлагает иной подход к постановке целей для ребенка, учитывающий, как взаимосвязаны мозг, тело и дух, а также то, как ребенок учится и меняется.
Ребенок сможет достичь большего меньшими усилиями, а мы будем открыты ранее не существовавшим возможностям — и все благодаря гибкой постановке целей.
Это означает, что мы ставим цели с четким намерением, но при этом с легкостью и возможностью их корректировать.
Гибкий подход к постановке целей может показаться нецеленаправленным, легкомысленным, неуправляемым и даже пугающим.
Если ребенку что-то не удается, в ответ мы сильнее сосредотачиваемся на этой цели, пытаемся проявить больше упорства, дисциплины и целеустремленности. Еще больше стараться. А если цель попрежнему недостижима, мы часто начинаем думать, что причина в ограничениях, имеющихся у ребенка, или даже в нас самих.
Принцип 7. "РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ"
Переключатель режима обучения — идея состоит в том, что в каждый отдельный момент мозг вашего ребенка либо готов учиться (ведь он задуман как мощная машина для обучения), либо нет.
Это состояние готовности к обучению может проявляться как в высокой степени (когда ребенок лучше усваивает информацию), так и в более низкой (когда информация усваивается хуже).
Уровень внимательности и заинтересованности повышается, вы наконец схватываете то, чего раньше не могли понять, или делаете то, что прежде вам никак не давалось.
Желание сосредоточиться на узком круге проблем или ограничений ребенка — это нормальная и вполне естественная реакция. Но когда мы так делаем, то перестаем видеть ребенка как целое. Мы начинаем терять из виду всю картину, все сложное внутреннее устройство ребенка и его ощущения и сами погружаемся в ограничения. Наш собственный режим обучения выключается, и мы этого не замечаем.
Некоторые родители описывают это состояние как «подъем занавеса». Глаза ребенка становятся яснее, он двигает ими, следя за тем, что вы делаете. Он пребывает в оживлении, произносит звуки, больше шевелится. Он участвует во всем, что вы делаете вместе, пусть даже совсем чуть-чуть. Он улыбается, смеется или каким-либо другим образом выражает свою радость. Возможно, вы заметите его любопытство и заинтересованность, а также большую внимательность к внешним и внутренним процессам.
Принцип 8. ВООБРАЖЕНИЕ И МЕЧТЫ
Умение воображать, мечтать и визуализировать — это важная составляющая успешного роста и развития ребенка. Уровень этих умений во многом определит его жизненный путь.
Эйнштейн говорил: «Воображение — это все. Это репетиция грядущих лучших моментов».
У ребенка с особыми потребностями естественная склонность к воображению и мечтанию может быть полностью или частично заблокирована.
Воображение обладает способностью повышать качество работы мозга вашего ребенка, открывая новые пути развития и изобретая более эффективные способы двигаться, мыслить и чувствовать.
Нет единственно верного пути, следуя которому, ребенок сможет достичь конкретной цели, например научиться ходить, говорить или делать что-то еще. Воображение подпитывает невероятную способность человеческого мозга находить непредсказуемые оригинальные решения.
Когда мы направляем детей с особыми потребностями по единственной, проторенной дороге развития способностей, мы упускаем огромные возможности полного раскрытия их потенциала.
Воображение, дивергентное мышление и творческая изобретательность — это важнейшие компоненты успешного роста и развития детей с особыми потребностями.
Принцип 9. ОСОЗНАННОСТЬ
Автор считает, для того чтобы в ребенке произошли глубокие и зачастую быстрые изменения к лучшему, ему необходимо определенное качество, связанное с присутствием здесь и сейчас.
Это осознанность ребенка по отношению к самому себе, к окружающему миру, к тому, что происходит у него внутри и вовне.
Это его роль наблюдателя, активное изучение связей между различными частями тела и между тем, что делает он, что делают с ним, что он ощущает, и результатами, которые он может ожидать или создавать.
Именно осознанность стоит за процессом развития его умственных способностей, организуя беспорядочный поток ощущений.
Осознанность выводит мозг из состояния автопилота и предлагает ему новые открытия и варианты выбора.
Несмотря на то что со стороны это кажется абсолютно невозможным, закативший истерику ребенок может совершенно не осознавать, что он делает и как его поведение воздействует на него самого и на окружающих.
В этот момент внутренний наблюдатель не включается. Мозг работает на автопилоте, и у него нет другого выбора, кроме как закончить цикл.
Это деятельность низкого уровня — почти или совсем без осознанности и без свободы выбора.
Если бы в такой момент внешний наблюдатель мог помочь ребенку пробудить своего внутреннего наблюдателя и проявить осознанность, поведение малыша мгновенно изменилось бы и, возможно, в будущем он стал бы вести себя по-другому.
Невозможно написать все, что меня поразило в этой книге. Я не написала здесь, но к каждому принципу Анат Баниель приводит несколько примеров, научное обоснование каждого принципа и инструменты для его наработки.
На что я обратила внимание. Я сейчас обучаюсь коучингу, и у меня происходит колоссальная трансформация эмоционального интеллекта, осознанности, понимания своих чувств и эмоций, понимания как работать с шаблонами мышления, нарабатывать ментальные навыки. Может быть полгода назад, я бы и не поняла эту книгу, так как поняла сейчас.
Я поняла, что эти 9 принципов и инструменты к ним, которые рекомендует автор, применимы не только к детям с особыми потребностями, они применимы и к взрослым, и начинать нужно именно с себя.
Невозможно изменить ребенка, не изменив себя.
Невозможно изменить ребенка, передав его реабилитацию только специалистам. Самая сильная помощь ребенку - его ментальная помощь с мамой и возможность мамы воздействовать на его мозг и ментальное развитие.
Рекомендую ли я книгу Анат Баниель " Дети с неограниченными возможностями" к прочтению? Однозначно, да! И обязательно буду применять инструменты из книги при занятиях с сыном.
Может быть, дети с особыми потребностями приходят к нам, чтобы мы обратились к себе? Раскрыли свой потенциал и возможности, развивая и раскрывая своих детей?