Найти тему
Gifto_on

Как правильно давать обратную связь?

Источник изображения: gettyimages.com
Источник изображения: gettyimages.com

Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие человека. Грамотно выстроенный фидбэк играет важную роль в жизни каждого, например, для ребенка правильный фидбэк становится ориентиром, системой координат, по которой он будет двигаться: что хорошо, а что плохо; где зло, а где добро.

Чтобы дать логичную последовательную обратную связь нужно заранее к ней подготовиться. Фидбэк – это инструмент, который используется в следующих целях: выражение признательности, мотивация, нацеливание на развитие в конкретном направлении, понимание причин нежелательного поведения и его изменение. Главное в подготовке к обратной связи – постановка цели, важно четко понимать, что вы хотите получить от разговора.

Источник изображения: gettyimages.com
Источник изображения: gettyimages.com

Какие правила нужно соблюдать при обратной связи?

1. Обсуждать ситуацию, которая происходит «здесь и сейчас». Нельзя в рамках одной обратной связи перечислять все ситуации, действия, поступки, которые для вас неприемлемы. Например, если человек регулярно совершает ошибку или игнорирует договорённости, не нужно давать ему фидбэк обобщая все случаи. Говорите только о том, что происходить «здесь и сейчас», не генерализируйте.

2. Качественная обратная связь – перечисление сухих фактов, не имеющих ничего общего с субъективной оценкой и осуждением. Это правило достаточно сложно выполнить без предварительной подготовки, так как человеку, дающему обратную связь, нужно отрефлексировать ситуацию, чтобы говорить о ней безэмоционально, не оскорблять и не критиковать объекта фидбэка.

3. Не стоит нападать на человека с обратной связью. Сначала сообщите относительно нейтральную информацию: новости или дальнейшие планы. Это необходимо, чтобы человек не воспринял ваш фидбэк, как агрессию. Создайте доверительную обстановку, тогда тот, на кого направлена обратная связь, воспримет ее спокойно.

4. Не ограничивайтесь монологом, дайте человеку возможность высказаться, спросите: «Как ты думаешь почему так получилось?»

5. Поощряйте человека, не только указывайте на ошибки, но и хвалите. Проявите эмпатию, скажите о том, что понимаете, как человеку трудно что-то сделать. Дайте совет, который может ему помочь легче справиться с задачей.

6. Очень важный нюанс правильной обратной связи – говорить о событии и действии, а не о личности и ее характеристиках. Подбирайте тактичные, но достаточно четкие формулировки.

Источник изображения: gettyimages.com
Источник изображения: gettyimages.com

Результатом хорошего фидбэка будет компромисс, совместный поиск решения проблемы. Предложите человеку альтернативу, спросите, каким он видит выход из сложившейся ситуации. Обратная связь одинаково полезна как для тех, кто ее дает, так и для тех, на кого она направленна. Первые не копят в себе агрессию и недовольство, улучшают качество своей жизни и достигают большей результативности. Для вторых хороший фидбэк формирует систему ценностей, выстраивает границы дозволенного. Обратная связь дает возможность обеим сторонам избежать конфликтной ситуации и достичь положительного результата совместными усилиями.