Найти в Дзене
культшпаргалка

"Гениальный и изобретательный русский": бельгийская пресса о молодом российском пианисте

Музыкальный обозреватель главной бельгийской газеты "La Libre" Nicolas Blanmont не пожалел восторженных эпитетов для молодого пианиста Виталия Старикова, ярко выступившего в полуфинале престижного Конкурса королевы Елизаветы. Его статья вышла под таким заголовком: "Конкурс королевы Елизаветы: откровение Старикова - гениального и изобретательного русского, возвеличивающего немецкую музыку". Виталий Стариков - 26-летний пианист из Екатеринбурга, закончил Московскую консерваторию (ученик Веры Горностаевой и Элисо Вирсаладзе). Он победитель международных конкурсов в Эпинале (Франция, 2017) и в Тренто (Италия, 2019). То, как Виталий Стариков исполнил в полуфинале сочинения Моцарта, Баха и Брамса, стало поводом для такой восторженной реакции бельгийской прессы. Что такое Конкурс королевы Елизаветы Это один из старейших музыкальных конкурсов в мире. Его репутация (особенно для пианистов и скрипачей) очень высока. Основала конкурс королева Бельгии Елизавета Баварская (страстная любительн
Оглавление

Музыкальный обозреватель главной бельгийской газеты "La Libre" Nicolas Blanmont не пожалел восторженных эпитетов для молодого пианиста Виталия Старикова, ярко выступившего в полуфинале престижного Конкурса королевы Елизаветы. Его статья вышла под таким заголовком:

"Конкурс королевы Елизаветы: откровение Старикова - гениального и изобретательного русского, возвеличивающего немецкую музыку".

-2
Виталий Стариков - 26-летний пианист из Екатеринбурга, закончил Московскую консерваторию (ученик Веры Горностаевой и Элисо Вирсаладзе). Он победитель международных конкурсов в Эпинале (Франция, 2017) и в Тренто (Италия, 2019).

То, как Виталий Стариков исполнил в полуфинале сочинения Моцарта, Баха и Брамса, стало поводом для такой восторженной реакции бельгийской прессы.

Что такое Конкурс королевы Елизаветы

Это один из старейших музыкальных конкурсов в мире. Его репутация (особенно для пианистов и скрипачей) очень высока. Основала конкурс королева Бельгии Елизавета Баварская (страстная любительница музыки и покровительница искусств, неплохо игравшая на фортепиано и скрипке) в память о бельгийском скрипаче Эжене Изаи в 1937 году.

-3

С тех пор уже 84 года он существует благодаря финансированию из бюджета королевской семьи, пожертвованиям частных лиц и разнообразных организаций.

Сейчас на конкурсе четыре номинации: фортепиано, скрипка, виолончель и вокал. Проводится он ежегодно в мае ( из-за пандемии был пропущен этап 2020 года), причём все специальности соревнуются не одновременно, а распределены последовательно по годам. 2021 - год конкурса для пианистов.

В результате отбора по видеозаписям на первый тур были допущены 58 музыкантов, в полуфинал вышли 12, в финал будут отобраны 6. Таково же количество призовых мест. Не только лауреаты, но и все участники, вышедшие в полуфинал, получат очень солидное денежное вознаграждение.

Естественно, хоть и грустно, что конкурс проходит в пустом зале, точнее, в почти пустом, поскольку в разных его точках сидят тринадцать членов жюри в масках и активно аплодируют каждому участнику, пытаясь хоть как-то компенсировать отсутствие публики.

Брюссельские нюансы

В отличие от конкурса Чайковского, где программы традиционно строятся на хрестоматийной фортепианной классике, в Брюсселе делается акцент на современной музыке, и не только на современной, но и на только что написанной специально для этого мероприятия. Это один из способов продвижения творчества композиторов XXI века в массы (ещё не так давно на конкурсе была композиторская номинация).

В этом году все двенадцать полуфиналистов должны сыграть авангардно-инфернальный Ноктюрн француза Пьера Жодловски. Соответственно зрители интернет-трансляций во всём мире послушают его двенадцать раз в течение шести дней и на всю жизнь запомнят имя этого композитора.

А те шестеро, кого международное жюри пропустит в финал, должны будут прямо на месте (в Брюсселе) в течение недели выучить абсолютно новое сочинение другого французского композитора - Бруно Мантовани - для фортепиано с оркестром.

"Изобретательно, блестяще, дерзко, абсолютно захватывающе"

Эта реплика бельгийского критика относится к исполнению Виталием Стариковым Второй сонаты Брамса с зашкаливающим градусом романтизма. Но то же можно сказать и об остальной части его программы в полуфинале.

Совершенно нехрестоматийный и неаутентичный, но очень интересный Бах, которого почему-то практически не играют на этом конкурсе (Токката и фуга ля минор), резвый, но очень хрупкий Моцарт (23-й концерт). И вышеупомянутый Ноктюрн, сыгранный с виртуозностью хирурга-убийцы из ночного кошмара (содержание этого Ноктюрна по словам самого композитора связанно именно со сном и пугающе-навязчивыми мыслями).

Тот заряд творческого электричества, который есть в игре пианиста, может поразить слушателя в обе стороны: кто-то восхитится, а кто-то усомнится. Но то, что это "изобретательно, блестяще, дерзко и захватывающе" - совершенно точно. Посмотрим, к какому полюсу восприятия склонится жюри, насколько удачно выступят соперники Виталия Старикова и пожелаем ему стойкости и удачи.

P.S.

Теперь уже стало известно, что Виталий Стариков, как двое других российских полуфиналистов, прошли в финал.

Это:

  • Сергей Редькин, уже известный и опытный пианист, в 2015 году получивший третью премию на XV конкурсе Чайковского

Королева Бельгии пришла послушать Сергея Редькина на конкурсе пианистов в Брюсселе

  • Дмитрий Син - ученик Рены Шерешевской, воспитавшей двух ярких звёзд конкурса имени Чайковского (Люка Дебарг и Александр Канторов).
                               Сергей Редькин и Дмитрий Син
Сергей Редькин и Дмитрий Син

Смотреть все выступления можно на 👉сайте конкурса.

24 мая Виталий Стариков откроет финальные соревнования пианистов. Они будут транслироваться онлайн на сайте конкурса (ссылка выше).

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки