Как и любое масштабное историческое событие, Боснийская войнв 1992-95 гг. и её последствия не могли не оставить след в искусстве.
И след в кинематографе был очень тяжел и мрачен.
1. Красивые деревни красиво горят/Лепа села лепо горе, Сербия, 1996.
Прямо по горячим следам, в 1996 в Сербии режиссером Срджаном Драгоевичем был снят фильм "Красивые деревни красиво горят"
Срджан Драгоевич был известен как создатель (начиная с 1992 г.) серии комедий "Мы не ангелы" (которые лично мне не зашли).
Отчасти чернушный, отчасти абсурдистский, очень балканский.
Само название - фраза одного из героев, и одновременно - скрытая цитата из Фердинанда Селина, неоднозначного французского писателя первой половины XX века, автора жутковатой книги "Путешествие на край ночи".
Одна из ключевых сцен - пьянка двух друзей и деловых партнеров, серба и мусульманина, в будущем - врагов в первый день пока что идущей где-то далеко войны
В фильме, как энциклопедии, отображены разные социальные типажи бойцов Войска Республики Сербской - присланные из самой Сербии добровольцы - идейные националисты, распропагандированные обыватели и прощенные уголовники, принудительно набранные призывники, кадровые офицеры из бывшей Югославской Народной Армии, но самые щемящие чувства вызывает главный герой, местный боснийский серб, предприимчивый, веселый и трудолюбивый, но на войне постепенно сатанеющий от боли и злобы
2. Живые и мертвые/Živi i mrtvi, Хорватия, 2007.
Мистический триллер был снят хорватским режиссером Кристианом Миличем когда горячка военной пропаганды уже спала, а осталась боль и горечь.
Действия фильма идет двумя арками, одна из которых развивается в 1943, когда войска прогерманского Хорватского независимого государства ведут поиск партизанских отрядов титовско-коммунистической Югославской Народной армии в Средней Боснии, и в 1993, когда на этом же месте отряд Хорватского Вече Обороны оказывается окружен вчерашними союзниками-мусульманами и прорывается через горные леса.
В таких фильмах особо ценны мелкие детали. Вот здесь например хорватские бойцы разговаривают про своего соратника, жесткого, молчаливого и умелого бойца, оказывается, что он жил в Германии и был профессиональным боксером, но вынужден был оставить карьеру и вернутся на охваченную войной родину после того, как нечаянно убил на ринге турка.
- Балию? *оскорбительное прозвище славян-мусульман в сербохорватском*
- Нет, настоящего турка.
По ходу действа выясняется, что происходит оно в особом, проклятом месте, и из места этого нет спасения. И это оказывается жгучей аналогией трагичной истории Боснии и Балкан.
3. Метастазы/Metastaze, Хорватия, 2009
Криминальная драма хорватского режиссера Бранко Шмидта - она как раз про отдаленные последствия войны. В центре действия - молодой хорват, отсидевшийся во время войны в Испании, но вынужденный вернутся уже в Хорватию 2000-х и попавший в компанию друзей детства - довольно чернушно изображенных ветеранов войны, не нашедших себя в мирной жизни. Один из них пьет, бьет подругу и занимается мелким криминалом, еще один спивается, а третий, наполовину серб, плотно подсел на иглу.
4. Грбавица/Gŕbavica, Босния и Герцеговина, 2006
Я долго думал, приплетать ли сюда фильм боснийской режиссерки Ясмилы Жбанич. Слишком уж много здесь влияния безблагодатной западной школы социального и антивоенного кинематографа, да и топорной антисербской пропаганды. Но все-же есть здесь балканская атмосфера, да и должны же здесь быть представлены босняки.
Картина, главными героинями которой стали живущие в сараевском районе Грбавица боснячка Эсма и её дочь Сара, как и предыдущая - о последствиях войны, в том числе неожиданных.
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР.
По ходу дела оказывается, что Эсма родила Сару от изнасиловавшего её сербского солдата. Тонкость - Луна Мийович, сыгравшая Сару, действительно рождена матерью-боснячкой от отца-серба, но еще в 1991 г. в нормальном браке. Свой путь в кино и театре она начинала на родине отца, но после этой роли в Сербии ей больше не были рады.