Найти тему
Роккульт

Иэн Кёртис в воспоминаниях Питера Хука, Роберта Смита и не только

За свой недолгий творческий путь лидер Joy Division Иэн Кертис успел не так уж много, однако его влияние на современную музыку сложно переоценить. Этот загадочный манчестерский поэт стал настоящей иконой, и многие современные музыканты отмечают, что музыка, тексты и сам образ Иэна Кертиса оказали на них большое влияние.

Наша сегодняшняя подборка цитат состоит из воспоминаний друзей и коллег безвременно ушедшего трагического героя и рассуждений других музыкантов о почетном месте Кертиса в британской музыке.

  • Бернард Самнер (Joy Division, New Order): Мы никогда не вслушивались в его тексты. Это странно, но это чистая правда. Я понимал, что Иэн пишет о страшных вещах, но я был уверен, что он подходит к ним как писатель. Это сейчас, когда оглядываешься назад, очевидно, что он говорил о себе. Тогда нам это совершенно не приходило в голову: ну да, у чувака экстремальные взгляды на жизнь, он любит мрачную музыку — и что?
  • Стивен Моррис (Joy Division, New Order): Когда мы репетировали, он обычно просто сидел в углу и бубнил в микрофон. А потом на концертах он превращался в это… неистовое создание.
  • Дебора Кертис: В основном он читал Ницше, Достоевского, Сартра, Гессе и Балларда. Меня поразило, что все свое свободное время он посвящал изучению человеческих страданий. Я понимала, что он ищет вдохновения, но все это начало превращаться в нездоровую зацикленность на физической и душевной боли.
  • Питер Хук (Joy Division, New Order): Когда Иэн завел роман с Анник, все сильно изменилось. Он хотел предстать перед ней такой чувственной натурой, измученным поэтом, постигающим глубины бытия. А мы с Бернардом были простыми пацанами, шатались без дела, верили в рок-н-ролл, читали сомнительные журнальчики. Когда Иэн тусовался с нами, он так себя и вел — может, чисто из вежливости, не знаю. С Анник он был таким проклятым поэтом. С Дебби — тихоней и скромнягой. Я до сих пор не знаю, когда он был самим собой, а когда таким, каким его хотели видеть.
  • Роберт Смит (The Cure): В 1980 году мы выступали в Лондоне, в Marquee Club. Мы выбрали четыре группы для выступления с нами, и среди них были Joy Division. Я слышал Unknown Pleasures по радио в передаче Джона Пила, и они были просто замечательны. Они были лучшей группой, которую я когда-либо видел вживую – ну, не совсем когда-либо, потому что я видел Боуи и The Stones […] Очень жаль Иэна Кертиса. Как и Джими Хендрикс или Курт Кобейн… такие великие люди появляются слишком редко.
  • Брэндон Флауэрс (The Killers): Творчество, которое он оставил, действительно может тронуть за душу. Никто не может этого забрать у него. Это вечное.
  • Дебора Кертис: Из Иэна бы вышел хороший актер. Он всех убедил в том, что его поведение было вызвано внешними обстоятельствами и что давление, которое он чувствовал, было непосредственно порождено той жизнью, которую он вел. На самом деле он был сам себе и судья и надзиратель, он создал свой собственный ад и запланировал свою гибель. Окружающие были лишь второстепенными персонажами в его постановке.
-2
  • Бернард Самнер (Joy Division, New Order): Проблемы Иэна были непреодолимыми. У него были не только эти ужасные сложности с отношениями, но и болезнь, которая началась в 22 года. И это была не какая-нибудь мягкая форма. Это было очень тяжело и происходило часто. И у него был довольно взрывной характер. Эпилепсия, должно быть, отбрасывала тень на его будущее, особенно будущее в группе, а его отношения отбрасывали еще одну огромную тень. К тому же он чувствовал себя чрезвычайно виноватым в отношении своей дочки Натали, поскольку его брак с Дебби рушился. Помню, как он сказал мне, что не может взять Натали на руки, потому что с ним мог случиться припадок, и он бы ее уронил. Это его действительно волновало. В таком возрасте, каким бы взрослым ты себя ни чувствовал, это чертовски большой набор проблем.
  • Стивен Моррис (Joy Division, New Order): Оглядываясь назад, я хотел бы побольше помогать ему тогда. Я постоянно об этом думаю… Но мы все просто хорошо проводили время, и в молодости ты очень эгоистичен. Эпилепсию тогда не понимали. Люди просто говорили: “Да он всего лишь чокнутый с припадками”.
  • Пит Шелли (The Buzzcocks): На концерте Иэн преображался — все эти ломаные танцы и так далее. В жизни же это был обычный парень: ни дурных предчувствий, ни предчувствия смерти, ни тяжести мира на плечах, ничего подобного. Все те вещи, что приписывали ему позже, — ничего этого не было.
  • Адам Андерсон (Hurts): Все дело в голосе. Он король баритонового регистра. Никто другой не может так петь.
  • Моби: Я создал трибьют-группу Joy Division, когда мне было 17. Я действительно считаю, что он лучший автор текстов, которого когда-либо видела рок-музыка.
-3
  • Брэндон Флауэрс (The Killers): В плане текстов он всегда был для меня образцом. В нем всегда была невероятная целостность… Он был сильным и кратким. Я завидую ему из-за этого.
  • Дебора Кертис: На Unknown Pleasures голос Иэна звучал так, будто бы он в свои 22 уже прожил целую жизнь. Когда я услышала текст New Dawn Fades, я решила поговорить с ним, удостовериться, что это были всего лишь стихи, не имеющие ничего общего с его настоящими чувствами. Бесполезно, все равно что со шкафом разговаривать — он отказался что-либо подтверждать или опровергать и просто вышел вон.
  • Дженезис Пи-Орридж (Throbbing Gristle): На сцене Иэн погружался в транс, излучал совершенно иррациональную энергию. Именно поэтому он был так увлечен поэзией романтиков и символистов, поиском лирического и вместе с тем правдоподобного описания парадоксальности бытия. В том, как он, Иэн Кертис, вел себя, чувствовалось врожденное одиночество, очень сильное, глубокое ощущение хрупкости собственного я: ты знаешь, что смертен, и всегда чувствуешь дистанцию между собой и окружающими.
  • Питер Хук (Joy Division, New Order): [о том, что Иэн дважды пытался покончить с собой во время записи второго альбома Closer и возвращался в студию как ни в чем ни бывало] Мы спрашивали: “Дружище, все нормально?”, а он отвечал: “Да, отлично, продолжаем”. Как взрослый человек и отец, я сейчас чувствую себе более виноватым, чем тогда. Если бы это был мой сын, я бы пошел туда, ударил Роба Греттона, нашего менеджера, и забрал его домой. Были доктора, консультанты и психиатры, и никто из них не смог в этом разобраться. Невероятно.
  • Стивен Моррис (Joy Division, New Order): Это звучит ужасно, но только после смерти Иэна мы все сели и вслушались в слова. Местами мы думали: “Боже, я это упустил”. Потому что прежде я смотрел на тексты Иэна и думал, что он очень умно поступает, помещая себя на место кого-то другого. Я никогда не думал, что он пишет о себе. Сейчас вспоминаю и думаю, как я мог быть настолько тупым? Конечно же, он писал о себе. Но я не схватил его и не спросил, что происходит. Мне приходится с этим жить.
  • Питер Хук (Joy Division, New Order): Мы были пост-панк поэтами из Манчестера. Иэн был прекрасным автором текстов и чудесным фронтменом. Думаю, он вдохновляет людей, особенно когда они в таком возрасте, когда чего-то ищут в жизни.

Автор подборки: Карина Еганян

Что еще почитать:

---------------------

Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт