Дни сфират а-омер постепенно подводят нас к долгожданному празднику Шавуот – дню дарования Торы. Однако, в отличие от других праздников, наполненных каждый своими особыми заповедями (которые дают нам возможность сосредоточиться на определенном пути служения), Шавуот такой спецификой не обладает. Поэтому очень важно вникнуть в суть этого праздника, чтобы уяснить для себя, в чем заключается наша обязанность в этот день. Поскольку центральная заповедь, относящаяся непосредственно к Шавуоту – это радоваться празднику, к ней мы и обратимся.
Талмуд в трактате Псахим (62б) анализирует два отрывка из Торы, описывающих праздник Шмини Ацерет, и находит между ними противоречие. В одном эпизоде Тора характеризует его как «Ацерет Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16), в другом же месте этот праздник обрисован иначе: «Ацерет будет для вас» (Бемидбар, 25). Гемара находит несоответствие между двумя приведенными описаниями и пытается понять, как можно совместить их на практике. Как сделать так, чтобы, с одной стороны, праздник был целиком посвящен Б-гу и отделен от всего будничного. А с другой – чтобы он был «для нас», доставлял нам радость. Талмуд приводит два мнения по данному вопросу. Рабби Йеошуа считает, что всему свое время: часть дня надо посвятить Торе, другую часть – трапезе и веселью (это правило действительно и для других праздничных дней). По мнению рабби Элиэзера, Тора имеет в виду нечто другое. У нас есть две опции. Можно сделать этот день «Вам» – то есть, пить и веселиться. Но можно и целиком посвятить его изучению Торы (т. е. Б-гу). В последнем случае есть и пить не обязательно, можно даже поститься! Каким же образом в этом случае будет выполнена обязанность: «И возрадуешься в твой праздник»? Разве голодный человек может радоваться? На этот вопрос отвечают комментаторы: радость от изучения Торы может превосходить радость от материальных наслаждений! Погрузившись в учебу, мудрец не почувствует недостатка в еде и питье и будет радоваться празднику не меньше своего подвыпившего соседа.
Далее Гемара касается праздника Шавуот и говорит достаточно странную вещь. Шавуот, говорит она, это исключение. По поводу него даже рабби Элиэзер согласен, что надо выполнять «Вам» – есть, пить и радоваться. Почему? Потому что в этот день Израилю была дарована Тора! Согласитесь, непонятная аргументация. Ведь рабби Элиэзер считает, что все другие праздничные дни (ямим товим) человек может полностью посвятить Торе. А Шавуот, день дарования Торы – нет?! Почему насчет Шавуота он вдруг соглашается со своим оппонентом?
Попробуем дать этому объяснение. В любой из праздников причина нашей радости – это сам день, его духовный свет, возможность впитать в себя его святость и духовную силу. Поэтому неудивительно, что, по мнению рабби Элиэзера, можно перевести эту радость исключительно в духовную плоскость. Однако в Шавуот мы радуемся тому, что у нас уже есть. Тора, дарованная еврейскому народу на Синае, с тех пор всегда с нами. Ее дарование продолжается ежедневно, как сказано (Мишлей, 2:6): «Ибо Г-сподь дает мудрость, из уст Его – знание и понимание». Изучая Тору в любой день года, мы получаем ее из уст Всевышнего. Поэтому наша радость в Шавуот имеет особую окраску и не похожа на радость в другие праздничные дни. Ее цель – выразить, насколько ценим мы этот подарок, Тору, насколько им дорожим. Торжественная трапеза в честь Торы – и есть проявление такой радости.
Проиллюстрируем это на примере...